Изучение психотерапевтического воздействия уроков русской литературы на старших подростков

Страницы работы

41 страница (Word-файл)

Содержание работы

Приложение  №  2

Алгоритм  узнавания  по  поэтике  Марины  Цветаевой.

Как  много  нового,  непознанного  и  непознаваемого,  таит  в  себе  мир  вели­кого  художника.

      Тождество  «действительно  пережитого»  и  художественного  воплощения,  обострённая  характерность  лирической  героини  и  «непосредственная»,  почти  отпугивающая,  «жуткая  интимность»  чувств:

Сегодня  таяло,  сегодня

Я  простояла  у  окна.

Ум  —  отрезвлённый,  грудь  свободней,

Опять  умиротворена.

Забвенья  милое  искусство

Душой  усвоено  уже.

Какое-то  большое  чувство 

Сегодня  таяло  в  душе.

      Героиня  наделена  ярко  выраженным  мироощущением.  Пространство  и  время  для  неё  не  имеют  пределов.  Её  воображение  способно  охватить  вселенную,  захватить  все  эпохи.  Она  не  похожа  на  окружающих  и   гор­дится  своей  непохожестью  на  других:

Другие,  —  ,  о  нежные,  цепкие  путы! 

Нет,  с  нами  эол  распевается  круто.

—  Небось,  не  растаешь!  Одна  —  мол  —  семья!

—  Как  будто  и  вправду  —  не  женщина  я!

Кто  создан  из  камня,  кто  создан  из  плоти  —

Тем  гроб  и  надгробные  плиты…

—  В  купели  морской  крещена  —  и  в  полёте

—  Своём  постоянно  разбита!

Сквозь  каждое  сердце,  сквозь  каждые  сети

Пробьётся  моё  своеволье.

Меня  —  видишь  кудри  беспутные  эти?

Земною  не  сделаешь  солью.

      В  поэтическом  мире,  как  ив  личной  жизни,  предпочтение  отдаётся  ярким,  исключительным  личностям:

Цепок,  цепок  венец  из  терний!

Что  усопшему  —  трепет  черни,

Женской  лести  любящий  пух…

Проходил  одинок  и  глух,

Замораживая  закаты

Пустотою  безглазных  статуй.

Лишь  одно  ещё  в  нём  жило:

Переломанное  крыло.

                                       («А.  Блоку»  1921  г.)

Имя  твоё—  птица  в  руке,

Имя  твоё  —  льдина  на  языке.

Одно-единственное  движенье  губ.

Имя  твоё  —  пять  букв.                              («А.  Блоку»  1916  г.)          

      Время,  ход  истории  усилили  пафос  трагического  в  лирике,  придали  траги­ческому  мироощущению  конкретно-событийное  измерение.  Трагедия  по­стигшая    Россию,  оказалась  неотделимой  от  личной  пронзительной  боли  за  близких:

Как  правая  и  левая  рука  — 

Моя  душа  твоей  душе  близка.

Мы  смежены  блаженно  и  тепло,

Как  правое  и  левое  плечо.

Но  вихрь  встаёт  —  и  бездна  пролегла

От  правого  до  левого  крыла!

      Главным  неизбывным  чувством,  что  вело  героиню  по  жизни,  давало  мощ­ный  заряд  духовной  энергии,  было  таинственное  чувство  любви.  В  любви  рождаются  все  творения  автора:

Каждый  стих  —  дитя  любви,

Нищий  незаконнорожденный,

Первенец  у  колеи

На  поклон  ветрам  положенный.

Лютая  юдоль,

Дальняя  любовь.

Руки:  свет  и  соль.

Губы:  смоль  и  кровь.

Левогрудый  гром

Лбом  подслушан  был.

Так  —  о  камень  лбом  — 

Кто  тебя  любил?

      Любовной  лирике  сообщена  трагическая  раздвоенность  —  мгновения  сча­стья  и  обречённость  на  одиночество:

Вчера  ещё  в  глаза  глядел,

А  нынче  всё  косится  в  сторону!

Вчера  ещё  до  птиц  сидел,  —

Все  жаворонки  нынче  —  вороны!

Детоубийцей  на  суду

Стою  —  немилая,  несмелая.

Я  и  в  аду  тебе  скажу:

«Мой  милый,  что  тебе  я  сделала?!»

Всё  ведаю  —  не  прекословь!

Вновь  зрячая  —  уж  не  любовница!

Где  отступается  Любовь,

Там  подступает  Смерть  —  садовница.

      Поэтическому  миру  характерно  неприятие  смерти  как  конца,  устремлён­ность  в  вечность  и  надежда,  что  остаётся  жить  её  поэзия:

Моим  стихам,  написанным  так  рано,

Что  и  не  знала  я,  что  я  —  поэт

Сорвавшимся,  как  брызги  из  фонтана,

Как  искры  из  ракет.

Разбросанным  в  пыли  по  магазинам

(Где  их  никто  не  брал  и  не  берёт!)

Моим  стихам,  как  драгоценным  винам

Настанет  свой  черёд. 

Реферат

      Объём  дипломной  работы  составляет  50  страниц.  Структура  работы:  вве­дение,  основная  часть  (  2  главы,  4  параграфа  ),  заключение,  список  ис­пользованных  источников  (  30  наименований  ).

      Психотерапия,  художественная  литература,  самосознание,  самооценка,  уро­вень  притязаний,  подростковый  возраст,  мотивационно-потребностная  сфера,  творческий  потенциал.

      Цель  данного  исследования:  изучение  психотерапевтического  воздействия  уроков  русской  литературы  на  старших  подростков.

      В  работе  рассматривается  проблема  связи  педагогики  и  психологического  воздействия  на  личность,  изучается  творческий  потенциал  подростков;  рас­крываются  психотерапевтические  возможности  уроков  русской  литературы  и  их  связь  с  потребностями,  интересами,  ценностными  ориентациями  подростка.

      В  работе  были сделаны  следующие  выводы.  Литература  —  средство  при­общения  к  общечеловеческой  культуре,  путь  познания  жизни  юным  чело­веком. 

      По  отношению  к  личности,  задача  образования  заключается  в  воспитании  инициативной  и  творческой,  культурной  и  духовно  богатой,  свободной  и  независимой  личности,  способной  к  постоянному  самоопределению  в  раз­личных  ситуациях  жизнедеятельности.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Дипломы, ГОСы
Размер файла:
234 Kb
Скачали:
0