Алкоголь и подросток (План-конспект лекции)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Надеемся, что вся представленная Вашему вниманию информация будет интересна и полезна.

АЛКОГОЛЬ И ПОДРОСТОК

План-конспект лекции

Истоки...

Невозможно точно сказать, когда люди впер­вые стали употреблять алкоголь. Совершенно очевидно, что это произошло давно. Из истории известно, что древние цивилизации также упот­ребляли вино и были знакомы с явлением пьян­ства.

Открытие алкоголя как химического вещества, обладающего определенными свойствами, по-ви­димому, принадлежит арабам, так как само сло­во «алкоголь» арабского происхождения. В пeреводе оно означает «нежный», «вкрадчивый», что довольно точно отражает особенности его вли­яния на человека.

Употребление алкогольных напитков в ходе исторического развития под влиянием ряда эко­номических, политических и иных факторов и условий существенно изменилось, распространи­лось и внедрилось в быт, досуг широких слоев нашего общества в угрожающих масштабах.

Об истории распространения пьянства в Рос­сии В.М.Бехтерев писал, что «пьянство... пус­тило глубокие корни в наш быт и породило це­лую систему диких питейных обычаев. Эти обы­чаи требуют питья и угощения при всяком слу­чае... и приводят к так называемому «бытовому» алкоголизму, который, распространяясь как за­раза, передается... из поколения в поколение».

Организм человека обладает огромными воз­можностями для сохранения здоровья, однако,

они небеспредельны. Постоянное воздействие вред­ных факторов неизбежно сказывается на его со­стоянии. Одним из таких факторов является ал­коголь.

Алкоголь — это психоактивное вещество, ко­торое содержится в спиртных напитках (водка, вино, пиво и т.д.). По химическому составу он относится к наркотическим веществам и оказы­вает токсическое действие на организм.

Влияние алкоголя на организм подростка

Токсическое воздействие алкоголя на орга­низм подростка в несколько раз сильнее, чем на организм взрослого. Этот факт эмпирически ус­тановлен врачами еще в конце прошлого века. Медицинская литература конца XIX века изо­билует примерами тяжелейших отравлений и даже смертельных исходов у подростков от нич­тожных доз алкоголя. На молекулярном уров­не алкоголь вмешивается в синтез белков, угле­водов, жиров, нарушает ферментный метабо­лизм. На субклеточном уровне он воздействует на митохондрии, активность лизосом, на уров­не клетки нарушает проницаемость мембран, изменяет проводимость нервных импульсов, на уровне органов приводит к патологии желудочно-кишечного тракта, печени и др. На уровне систем алкоголь вызывает расстройство фермен­тативной деятельности, вмешивается в процесс синтеза и распада медиаторов (веществ, осуще­ствляющих передачу нервных импульсов). На уровне микросистем употребление алкоголя мо­жет привести к патологии нервной системы. Та­ким образом, можно представить себе вред, ко­торый вызывает у подростка даже однократное употребление вина или пива.

• Токсическое воздействие алкоголя прежде всего сказывается на деятельности нервной системы. Одновременно нарушается рабо­та сосудов головного мозга: наблюдается их расширение, увеличение проницаемости, кровоизлияния в ткань мозга.

• Второй мишенью алкоголя в организме яв­ляется печень. Именно в ней под действи­ем ферментов происходит расщепление ал­коголя. При скорости поступления алкого­ля в клетки печени, которая выше скорос­ти его распада, происходит

Похожие материалы

Информация о работе