Правовые вопросы захода судов в порты, страница 3

            Выполнение указанных конвенций требуется от всех государств не зависимо от того, являются они участниками конвенций или нет.

            Меморандумом предусмотрен конкретный порядок осмотра иностранных судов во время пребывания их в портах, выставления требований об устранении выявленных несоответствий указанных конвенций, вплоть до не выпуска судов из порта до выполнения таких требований. Предоставлено право осуществлять контроль за составом экипажа, а также наличие соответствующих дипломов у судовых специалистов.

            Власти порта могут задерживать и арестовывать суда. Основанием для задержания могут быть различные: техническое, за нарушение правил и законов прибрежного государства; за нарушение международных конвенций по обеспечению безопасности плавания и промысла.

            Задержание судов в связи с морским происшествиями осуществляется: для производства расследования такого происшествия или как способ принуждения иностранного судовладельца представить обеспечение исполнение возникшего обязательства из причинения вреда. Как правило, судовладелец при этом предпочитает выполнить требования кредитора и предоставить обеспечение, т.к. задержание судна вызывает простой, что приводит к убыткам.

            Задержанию может быть подвергнуто не только виновник происшествия, но и любое другое судно, принадлежащее тому же судовладельцу.  Задержание осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства порта по требованию заинтересованной стороны. Непосредственно акт задержания производится на срок,

установленный национальным законодательством, как правило не более 3 суток. Если за это время не выносится постановление суда или арбитража о наложении ареста, судно подлежит освобождению.

            Задержание судна по имущественным требованиям производится административными властями, начальниками и капитанами портов, другими компетентными органами. Задержание ограничено сроком, по истечению которого теряет силу. Если судовладелец не представляет обеспечения исполнения обязательств, в связи с морским происшествием, то прибрежное государство вынуждено прибегать к аресту судна как способу охраны своих имущественных интересов.

            При аресте судна могут учитываться положения об иммунитете госсудов. При наличии аргументов, что на судно распространяется иммунитет, предотвращается арест судна, а конвенцией по унификации некоторых правил, относящихся к аресту морских судов от 1952 г., ограничивает право наложения ареста на морские суда в обеспечении гражданского иска.