Аппаратура ручного управления. Контакторы. Реле управления, страница 4

Катушки реле напряжения имеют большое количество витков из провода малого сечения.

Величину напряжения срабатывания этих реле регулируют в небольших пределах натяжением возвратной пружины и начальным зазором между сердечником и якорем.

Величина напряжения отпускания регулируется изменением величины зазора между сердечником и якорем.

Пределы регулирования напряжения срабатывания 20 - 60 % номинального напряжения катушки, напряжения отпускания 7 - 25 %. Коэффициент возврата реле низкий (порядка 0,3).

Реле тока в схемах управления электроприводами применяются в качестве:

- максимальных;

- минимальных;

- реле обратного тока (4х проводные трехфазные сети).

Катушки токовых реле выполнены проводом большого сечения с малым количеством витков.

РРис. 3.5

Примером реле максимального тока, применяемого для защиты двигателей постоянного тока служит РЭ - 72 (рис. 3.4).

Рис. 3.4

Катушка реле - 1 включается последовательно с обмоткой якоря двигателя. Размыкающие контакты 3 включаются в цепь катушки отключения контактора.

При недопустимых токах якорь 5 притягивается к сердечнику 2, контакты 3 разомкнут цепь катушки контактора, который и отключит двигатель от сети. При срабатывании реле рычаг 6 повернется и зафиксирует якорь. Возврат реле после срабатывания осуществляется через кнопку 7 (механическая блокировка). Регулирование уставки реле производится изменением натяжения возвратной пружины 4.

Обычно ток срабатывания реле выбирается равным двух-трехкратному значению Iн.

Другим примером реле максимального тока, служит Р-4000 (рис. 3.5), применяемое для защиты двигателей постоянного и переменного тока. В основу конструкции положен эффект втягивания ферромагнитного сердечника в полость соленоида.                                                    

Реле состоит из двух катушек - 1, надетых на разрезанные по высоте катушки гильзы 2, внутри которых помещен стальной сердечник 3, начальное положение которого регулируется винтом 4 с головкой 5.

При втягивании сердечник толкает поворотное коромысло 7, подвижный контакт 8 отходит от неподвижного 9.

Самовозврат реле происходит под действием веса коромысла и стального сердечника.

Катушки токовых реле выполняются на токи 1,5 - 600 А.

Реле минимального тока выполняется на такой же конструктивной основе, срабатывание осуществляется при снижении тока ниже допустимых пределов, например, в цепи обмотки независимого возбуждения двигателей постоянного тока.

Промежуточные реле применяются, когда нагрузочная способность контактов основного реле, например, токового или напряжения, недостаточна или если оно не имеет нескольких контактов, позволяющих воздействовать на ряд цепей. Такое реле имеет обычно несколько контактов с повышенной нагрузочной способностью. Примеры исполнения промежуточных малогабаритных реле постоянного и переменного тока представлены на рис. 3.6 и 3.7

Рис. 3.6

Рис. 3.7

Мощность, потребляемая катушками малогабаритных реле около 3 Вт. на постоянном токе и 5 Вт. на переменном. На постоянном токе катушке выполняются на напряжении 12, 24, 48, 60, 110, 220 В; на переменном 24, 110, 127, 220, 380 B.                 

Реле могут иметь до 4-6 замыкающих или размыкающих контактов в любых комбинациях. Возможно исполнение с переключающими контактами.

Тепловое реле осуществляет защиту двигателей от перегрузок, составляющих 120-130% величины номинального тока. Кроме того, эти реле защищают двигатели переменного тока при обрыве одного из проводов питающей линии, так как в этом случае ток в двух неповрежденных фазах оказывается выше номинального.

Принципиальная схема наиболее простого и распространенного теплового реле изображена на рис. 3.8.

Реле состоит из нагревательного элемента 1 возле которого расположена биметаллическая пластинка 2. При токах через нагревательный элемент выше номинального биметаллическая пластинка в следствии значительного нагревания изгибается так, что ее свободный конец поднимается, освобождая рычаг 4, который под действием пружины 3 поворачивается и размыкает контакты 5.