Правовое регулирование конкурентных отношений хозяйствующих субъектов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Зачастую органы исполнительной власти, органы местного самоуправления по инерции продолжают применять решения, которые ограничивают развитие конкурентной среды.

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ

Уже сама по себе монопольная власть вызывает опасения, как по причине ее следствий, так и из-за возможности злоупотреблений ею. Ограничения объема выпуска продукции ведут к повышению цен и к переносу дохода от потребителей к производителям, а перспектива извлечения сверхприбыли может привести к разру­шительным для общества усилиям по приобретению монопольной власти. Кроме того, монополист может использовать свою власть в целях устранения соперников с рынка средствами, весьма далекими от более высокой производительности (то есть более высокого качества, лучшего обслуживания и более низких цен). По этой при­чине использование определенных действий по приобретению или сохранению зна­чительного преимущества на рынке осуждается антимонопольными законодательст­вами разных стран.

Однако существование монопольной власти не может и не должно автомати­чески преследоваться по закону. Компания, к примеру, может завоевать львиную долю рынка благодаря снижению себестоимости и цен на продукцию. Лидирующее положение фирмы может быть также результатом успешной инновационной дея­тельности - разработки и коммерческой реализации принципиально новой продукции или продукции, резко отличающейся от предыдущих аналогов своими качественными характеристиками.

При измерении власти на рынке могут быть применены три различных крите­рия: степень эффективности деятельности, соперничество и структура. Первый оп­ределяет насколько эффективность деятельности фирмы отклоняется от конкурент­ных норм. Это обычно включает в себя установление того, насколько цены фирмы превышают се предельные издержки, или же сумму, на которую чистая прибыль фирмы превышает среднюю по отрасли (если эта средняя величина отражает подобный риск в конкурентной отрасли). Критерий эффективности деятельности фирмы, основанный на подсчете прибыли или разницы между себестоимостью и продажной ценой, страдает многими недостатками. Предельные издержки с трудом поддаются исчислению, а данные о прибыли могут не отражать реальной власти на рынке, если фирме не удается максимизировать прибыль, Более того, данные об издержках могут значительно варьироваться в зависимости от методик, которых придер­живается данная фирма в бухучете.

Критерий соперничества исследует зависимость продаж фирмы или объема выпускаемой ею продукции от изменений в уровне продаж и цен ее соперников, а также от изменений в поведении покупателей. Экономисты создали три основных метода для измерения власти на рынке: исчисление остаточного спроса с тем, чтобы определить, на сколько фирма может повысить цены путем сокращения выпуска продукции после расчета изменения покупательского спроса и изменений в предло­жении со стороны конкурентов; исчисление эластичности спроса по отрасли, с тем чтобы определить, могут ли фирмы воспользоваться независимостью покупателей заменить другими товарами при установлении цен выше

Похожие материалы

Информация о работе