Моделирование поведения потребителей. Процессы поведения потребителей

Страницы работы

33 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Тема 9. Моделирование поведения потребителей.

Процессы поведения потребителей

При моделировании поведения потребителей в качестве оригинала могут рассматриваться следующие процессы:

1.  Предпокупочное поведение потребителя (процесс принятия решения о покупке):

·  процесс осознания потребности,

·  процесс обработки информации,

·  процесс оценки альтернативных способов удовлетворения потребности и выбора объекта удовлетворения,

·  процесс преодоления барьеров и предъявления запроса.

2.  Поведение потребителя в процессе покупки.

3.  Послепокупочное поведение потребителя:

·  процесс потребления (использования) товара,

·  процесс формирования и выражения реакции на потребленный товар,

·  процесс формирования приверженности к марке.

Аспекты потребительского поведения

Вид аспекта

Элементы поведения

Познавательный (когнитивный) аспект

Усвоение информации,

узнавание,

отождествление,

запоминание,

знание,

рациональная оценка,

рациональная рефлексия,

сравнение,

формирование мнения.

Эмоциональный (аффективный)

аспект

Ощущение необходимости,

осознание важности, предпочтений,

эмоциональная оценка,

намерение,

ощущение,

эмоциональнаярефлексия,

удовлетворенность / неудовлетворенность.

Поведенческий

(активный,  конативный)

аспект

Поиск информации,

предъявление запроса,

покупка,

потребление,

предъявление реакции на покупку.

Подходы к классификации эмоций

Подход

Виды эмоций

По Платчику

Страх, гнев, радость, досада, приятие, отвращение, предвкушение, удивление.

Теория PAD

Удовольствие (Pleasure), Возбуждение (Arousal), Доминирование (Dominance).

Поведение субъекта как реакция на стимулы

Модели реакции потребителей на стимулы

Иерархическая модель потребительской реакции

Узнать

 

Почувствовать

 

Сделать

 
 


Матрица вовлеченности Фута, Коуна и Белдинга

              Интеллектуальный         Эмоциональный

                          метод                               метод

 


                                                                                                 Высокая

                                                                                                 вовлеченность

 


                                                                                                 Низкая

                                                                                                 вовлеченность

Интеллектуальный метод обработки информации основан на разуме, логике, рассуждениях, фактических сведениях.

Эмоциональный метод обработки информации является невербальным, он основан на эмоциях, интуиции, чувствах, переживаниях.

Высокая вовлеченность сопутствует выбору товаров, в которых потребитель в значительной степени заинтересован, относительно которых он ощущает высокие риски (финансовый, физический, психологический, риск потери времени).

Низкая вовлеченность соответствует противоположной ситуации: выбор товара происходит рутинно, без особого риска со стороны потребителя.

Вопросы, решаемые субъектом в потребительском процессе

Этап потребительского процесса

Вопросы

Принятие решения о покупке

Тратить деньги или делать накопления?

Какую потребность удовлетворять в первую очередь (конкуренция желаний)?

Как удовлетворять потребность (каким способом – товарно-родовая конкуренция)?

Искать ли дополнительную информацию (какую, где, как)?
Как воспринимать и оценивать полученную информацию?

Что покупать (товарно-видовая конкуренция)?

У кого покупать (конкуренция марок)?

Покупка

Где покупать?

Когда покупать?

Как покупать?

С кем покупать?

Сколько покупать?

Использование товара

Потреблять или нет?

Сейчас потреблять или потом?

Как потреблять (использовать)?

С кем потреблять?

Когда потреблять?

В каких условиях потреблять?

Избавление от товара

Хранить?

Избавиться (выбросить)?

Применить по-другому?

Переработать?

Перепродать?

Выражение реакции на товар

Выражать реакцию или не выражать?

Кому выражать?

Как выражать?

Как долго выражать?

Проблемы, возникающие перед субъектом

в потребительском процессе

Этап потребительского процесса

Проблемы (сложности, препятствия, барьеры)

Принятие решения о покупке

Неуверенность в необходимости решения проблемы.

Недостаток информации для принятия решения.

Отсутствие способа решения проблемы.

Неуверенность в способе решения проблемы.

Отсутствие товара, адаптированного под требования потребителя.

Неуверенность в поставщике (сомнения в качестве товара).

Препятствия со стороны окружающих.

Неплатежеспособность.

Психологические ограничения.

Нехватка времени.

И др.

Покупка

Дискомфорт при общении с продавцом.

Сомнения в правильности выбора.

Неудовлетворительные условия сделки, отсутствие компромисса.

Проблемы с доставкой товара.

И др.

Использование товара

Переживания по поводу неправильно потраченных денег (несоответствия цены товара и полученного качества).

Неадаптированность товара под требования потребителя.

Проблемы с подготовкой товара к использованию.

Нехватка времени для использования.

Неудовлетворенность качеством товара.

Проблемы с обслуживанием и ремонтом товара.

И др.

Избавление от товара

Проблемы с утилизацией товара.

Выражение реакции на товар

Сложность выражения неудовлетворительной реакции на товар.

Моделирование процесса принятия решения о покупке

Континуум процесса принятия решения о покупке

          Привычное                     Ограниченное              Среднедлительное               Расширенное

  принятие решения           решение проблемы          решение проблемы         решение проблемы


Низкая степень сложности                                                                            Высокая степень сложности

Характеристики процесса принятия решения о покупке:

·  длительность процесса,

·  количество стадий в процессе,

·  вовлеченность потребителя в процесс (степень заинтересованности в результате, ощущение риска неверного решения),

·  предварительные знания потребителя о товаре,

·  количество источников информации, привлекаемых потребителем,

·  количество рассматриваемых альтернатив товара,

·  наличие у потребителя отработанных правил оценки альтернатив,

·  количество критериев оценки альтернатив.


Дескриптивная модель процесса принятия решения о покупке

Тип процесса

Этапы процесса

Характеристики процесса

Привычное принятие решения

1.  Осознание проблемы.

2.  Определение способа решения проблемы и принятие решения.

3.  Покупка.

Потребитель обладает достаточными опытом и знаниями о товаре, имеет устойчивые предпочтения в отношении знакомых марок. Риск принятия неверного решения невелик. Вовлеченность потребителя в процесс принятия решения низкая. Дополнительная информация о товаре практически не требуется. Покупка осуществляется по инерции или вследствие высокой приверженности к марке. Также возможна импульсная покупка по освоенному потребителем сценарию (потребитель часто совершает подобные импульсные покупки).

Ограниченное решение проблемы

1.  Осознание проблемы.

2.  Поиск информации (кратковременный).

3.  Оценка вариантов (малое число).

4.  Выбор варианта и принятие решения.

5.  Покупка.

Потребитель обладает определенным опытом и знаниями о товаре, может иметь некоторую приверженность к той или иной марке. Вовлеченность потребителя в процесс принятия решения достаточно низкая, риск принятия неверного решения невелик. Потребитель не имеет либо времени, либо желания долго раздумывать. Особой разницы между альтернативами потребитель не видит. Дополнительная информация требуется только в том случае, когда покупатель почему-либо решил переключиться на другую марку (нет знакомой марки, поиск разнообразия). Количество информационных источников, вариантов выбора и критериев оценки альтернатив мало. В процессе оценки вариантов может сыграть роль реклама и стимулирование сбыта. Покупка может быть совершена под влиянием импульса.

Среднедлительное решение проблемы

1.  Осознание проблемы.

2.  Поиск информации (среднедлительный).

3.  Оценка вариантов (среднее число).

4.  Выбор варианта.

5.  Принятие решения.

6.  Покупка.

Потребитель обладает некоторым опытом и знаниями о товарах данного вида, но выбирает среди незнакомых марок. Потребитель ощущает разницу между альтернативами. Вовлеченность потребителя повышается вследствие необходимости оценки альтернатив. Риск ощущается потребителем в средней степени. Потребитель имеет достаточно времени на обдумывание решения. Требуется по возможности полная информация о различиях между марками. Окончательное решение о покупке может быть не принято, если какие-либо барьеры не устранены.

Расширенное решение проблемы

1.  Осознание проблемы.

2.  Поиск информации (длительный).

3.  Оценка вариантов (большое число).

4.  Выбор варианта.

5.  Принятие решения.

6.  Покупка.

Потребитель не обладает достаточным опытом и знаниями о товарах данного вида, чтобы принять решение без предварительного обдумывания. Вовлеченность потребителя высокая (степень заинтересованности в результате, ощущение значительного риска). Потребитель ощущает разницу между альтернативами. Потребитель имеет достаточно времени на поиск и анализ информации. Требуется полная информация о товаре и различиях марок. Окончательное решение о покупке может быть не принято, если какие-либо барьеры не устранены.

Модель расширенного процесса принятия решение о покупке

 


Спецификация модели

Наименование

Область допустимых значений

Параметры

Стадии процесса принятия решения о покупке

1.  Осознание проблемы.

2.  Поиск информации.

3.  Оценка вариантов.

4.  Выбор варианта.

5.  Принятие решения.

6.  Покупка.

Входные переменные

Внешние детерминанты

См. тему 8.

Внутренние детерминанты

См. тему 8.

Внешние источники информации

1.  Коммерческие источники - коммуникационная деятельность фирм (реклама, информация в магазине, торговый персонал, прочее).

2.  Независимые источники информации (СМИ, окружение потребителя).

Внутренние источники информации

1.  Память (наличие знаний, способность извлекать знания из памяти).

2.  Рациональное мышление (способность формировать критерии оценки и правила принятия решения).

Стимулы со стороны производителей

1.  Характеристики товара (качество, новизна, уникальность, др.)

2.  Ценовое стимулирование.

3.  Аргументация в рекламных обращениях.

4.  Прочие методы стимулирования.

Прочие стимулы

1.  Личностные мотивы.

2.  Давление со стороны окружения потребителя.

3.  Давление ситуации.

Внешние барьеры

См. тему 8.

Внутренние барьеры

См. тему 8.

Выходные переменные

Реакция на покупку

1.  Удовлетворенность покупкой (намерение совершить повторную покупку, благожелательные отзывы).

2.  Неудовлетворенность покупкой (предъявление претензий фирме, намерение не совершать больше покупок товара данной марки, неблагоприятные отзывы).

Модели распределения ролей участников

предпокупочного процесса

Матричная модель распределения ролей

Участники предпокупочного процесса

Роли участников

Инициатор

Критик

Советчик

Предписант

ЛПР

Финансист

Члены

закупочного

центра

Участник 1

Участник 2

Участник n

Представители

референтных

групп

Участник 1

Участник 2

Участник m

Лица,

заинтересованные

в покупке

Участник 1

Участник 2

Участник k

При анализе конкретного предпокупочного процесса в данной матрице на пересечении соответствующих строк и столбцов ставится какой-либо знак.

В зависимости  от количества членов закупочного центра и распределения ролей между ними различают следующие виды решений:

·  единоличное решение (автономное, независимое),

·  решение с доминирующим влиянием (один из субъектов оказывает влияние на мнение всех прочих),

·  синкретичное решение (коллегиальное, совместное).

В графическом виде эта модель может быть представлена нижеследующим образом:


Графическая модель распределения ролей

Потребитель

 

Покупатель

 
Функция                                                                                                                                    Роль

Инициатор

 
 


Участник n

 

Участник 1

 

Участник 2

 
Члены

Советчик

 
закупочного                                                                           …

центра

Критик

 
 


Участник m

 

Участник 1

 

Участник 2

 
Представители

референтных                                                                         …

групп

Предписант

 


Участник k

 

Участник 1

 

Участник 2

 
Лица,

ЛПР

 
заинтересованные                                                                …

в покупке

Финансист

 

Автономное решение

 

Синкретичное решение

 

Доминирующее влияние

 
 


Тип

решения

При анализе ролей потребителей в конкретном предпокупочном процессе

Похожие материалы

Информация о работе