Отечественная история: Вопросы для самоконтроля (по итогам изучения лекционного материала)

Страницы работы

Содержание работы

Вопросы для самоконтроля

(по итогам изучения лекционного материала)

Лекция 1. Древнерусское государство в  IX-XI вв.

1.  Каким образом особенности хозяйства повлияли на общественный строй восточных славян?

2.  Какими предпосылками определялось возникновение государственности у восточных славян?

3.  Определите характер древнерусского общества и государства.

4.  Дайте определение понятиям: князь, бояре, дружина, вече, закупы, рядовичи, холопы.

Лекция 2.  Русские земли  в период  феодальной раздробленности в  XII – XIII вв.

1.  Назовите причины феодальной раздробленности на Руси.

2.  Охарактеризуйте особенности развития и политического устройства Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств и  Новгородской феодальной республики.

3.  Определите последствия раздробленности для русских княжеств.

Лекция 3. Борьба русских  княжеств с  иноземной агрессией в XIII в.

1.  Назовите причины поражения Руси перед монголо-татарами.

2.  К каким последствиям привело монголо-татарское завоевание Руси?

3.  Чем определялся интерес немецко-шведских феодалов к русским землям?

Лекция 4.                          

Русские  княжества в XIV – XV вв. Образование единого Русского государства.

1.  Какая система взаимоотношений сложилась у Руси с Золотой Ордой после завоевания?

2.  Охарактеризуйте предпосылки политического объединения русских княжеств.

3.  Кто из князей добился наибольших успехов в процессе объединения Руси?

4.  Дайте определения понятиям: иго, ярлык, баскаки.

Лекция 5. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVI в.

1.  Определите основные тенденции социально-экономического развития России в XVI в.

2.  К каким изменениям в политическом и социально-экономическом устройстве привели реформы Ивана Грозного?

3.  Дайте определения понятиям: «урочные лета», «помога», приказы, опричнина.

Лекция 6. Экономическое  и  социально – политическое развитие России  XVII в.

1.  Назовите причины и предпосылки Смутного времени.

2.  Перечислите правителей в годы Смуты.

3.  Какие изменения происходят в области экономики в XVII в.?

4.  Охарактеризуйте трансформации системы управления в России во второй половине XVII в.

5.  Дайте определение понятиям: черносошные, дворцовые, частновладельческие крестьяне, посадские люди.

Лекция  7. Российская империя в XVIII в.

1.  Чем определялись реформы Петра I и к каким результатам они привели?

2.  Перечислите правителей в эпоху «дворцовых переворотов».

3.  Охарактеризуйте суть политики «просвещенного абсолютизма» и результаты.

Лекция 8. Внутренняя политика России в первой половине XIX в.

1.  Оцените содержание и результативность реформ Александра I.

2.  В чем заключались особенности внутриполитического курса Николая I?

3.  Дайте определение понятиям: Негласный комитет, министерства, Государственный совет, теория официальной народности.

Лекция 9. Либеральные реформы 60-х - 70-х гг. XIX в.

1.  Назовите причины проведения реформы по отмене крепостного права?

2.  Из каких элементов состояла крестьянская реформа 1861 г.?

3.  Охарактеризуйте особенности и результаты либеральных реформ 1860-70-х гг.

Лекция 10. Российская империя в начале XX в.

1.  Определите основные тенденции социально-экономического развития России в начале XX в.

2.  Охарактеризуйте революцию 1905-1907 гг., ее результативность и причины поражения.

3.  Из каких элементов состояла Столыпинская аграрная реформа и к каким социально-экономическим изменениям она привела?

Лекция 11. Россия от Февраля к Октябрю 1917 г.: альтернативы развития.

1.  Оцените значение февральской революции 1917 г.

2.  Охарактеризуйте ситуацию двоевластия в стране.

3.  Октябрьская революция как радикально-революционный путь выхода из кризиса.

Лекция 12. Гражданская война в Советской России (1918 – 1922 гг.).

1.  Назовите причины гражданской войны.

2.  Дайте характеристику этапов гражданской войны.

3.  Определите основные итоги гражданской войны и причины победы красных.

Лекция 13. Политические процессы в СССР в 1930-е гг.

1.  Формирование тоталитарной системы в СССР – случайность или закономерность?

2.  Охарактеризуйте политику «большого террора» и ее последствия.

Лекция  14. СССР во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг.  Хрущевская «оттепель».

1.  Какие изменения происходят в общественно-политической жизни в годы «оттепели»?

2.  Охарактеризуйте экономический курс Н.С. Хрущева.

3.  Определите особенности международного положения СССР в годы «оттепели».

Лекция 15. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в годы «застоя». (Вторая половина 1960-х – начало 1980-х гг.).

1.  Определите сущность «застоя» в общественно-политической жизни во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг.

2.  Охарактеризуйте экономический курс Л.И. Брежнева.

3.  В чем заключалась противоречивость внешнеполитического брежневского курса?

Лекция  16. СССР в период «перестройки» (1985-1991).

1.  Назовите причины «перестройки».

2.  Охарактеризуйте основные мероприятия и изменения в годы «перестройки» как во внутренней, так и во внешней политике.

3.  Распад СССР – закономерность или случайность?

Лекция  17. Российская Федерация на современном этапе развития. (1991-2008).

1.  Охарактеризуйте основные политические процессы в Российской Федерации.

2.  Дайте оценку социально-экономического курса в 1991-2007 гг.

3.  Однополярная модель мирового устройства – гарантия стабильности или признак неустойчивости международной обстановки?

Похожие материалы

Информация о работе