Практические методы экологической защиты в технико-экологической оценке проектов, страница 3

            Урбанизация оказывает значительное влияние на гидрологические процессы, которые протекают однотипно в различных природно-климатических и социально-экономических условиях. Эта однотипность проявляется в пределах любого урбанизированного ареала (площадь, пространство).

            Водно-физические свойства городских почв изменяются в результате строительства и развития коммуникаций, различных утечек из городских систем, нарушение верхнего почвенного горизонта городских почв проявляется в интенсификации поверхностного стока. Нарушение геологической среды на городских территориях наблюдается на средних глубинах 10-30 м, где формируются геотермические аномалии с превышением температуры над фоновой от 2 до 6 градусов. Это в свою очередь увеличивает фильтрующую способность дисперсных пород, уменьшает вязкость, пластичность и влагоемкость, что ведет к агрессивности пород, уменьшает устойчивость бетона, металлических конструкций

            Гидротехнические сооружения (далее ГТС) – это инженерные сооружения, позволяющие осуществлять различные водохозяйственные мероприятия, а также использование водных ресурсов и предотвращать вредное воздействие воды и жидких отходов. Существует несколько видов ГТС: ГТС морского шельфа (платформы, буровые);

            - ГТС морского побережья (берегозащитные сооружения, АЭС, ТЭС, мол, дамба и т.д.);

            - ГТС на реках и других водоемах;

            - ГТС на водных путях и портах;

            - гидротранспортные, дренажные и польдерные системы (осушенные участки).

            ГТС являются источником повышенной экологической опасности. В  связи с чем, для действующих объектов создается декларация безопасности, которая является основным документом, обосновывающих их надежность, т.е. критериям безопасности, проекту. При ее составлении определяются все источники опасности и степень опасности, а также разработаны сценарии возможных аварий. Экологическая оценка ГТС охватывает все стороны взаимодействия объекта с компонентами окружающей среды, в том числе использование следующих средств и методов:

            - регулирование стока водохранилищным гидроузлом, создание подпоров воды путем строительства русловых водоподпорных сооружений, проведение дноуглубительных работ и регулирование русел;

            - перекрытие пой меной гидрографической сети глухими дамбами-переездами, перекрытие пойм насыпями и дамбами обвалования.

            В результате воздействия гидротехники развиваются многочисленные антропогенные изменения. Так, начиная с 30-х годов в пойменной геоэкосистеме нижнего Дона отмечаются: изменение гидрологического режима, прекращение регулярных затоплений поймы во время весенних половодий, обмеление устьевых участков в притоках реки Дон, усиление процессов водной эрозии берегов. Особенно уязвимыми оказались биоценозы пойменных лесов, в которых проходят процессы деградации, т.е. изменилось разнообразие растительности и животных). На сегодняшний день проблема состоит в том, чтобы сохранить имеющиеся ГЭС и не допустить массового выхода их из строя. Предлагаются следующие технические решения по обеспечению экологической безопасности: восстановление утраченных элементов природной среды, защита абиотических и биотических компонентов природно-техногенной системы, имитация естественных условий.

3.

            При генерации энергии проблемными задачами являются: снижение образования загрязнений в источниках, снижение загрязнений на пути их распространения. При производстве 1 Квт/ч электроэнергии на ТЭС тепловые отходы в атмосферный воздух и водные объекты составляют 400 и 135 ккал, на АЭС 130 и 1900. Средняя АЭС производительностью 3000 мВт/ч. За 1 час производит более 5 млрд.ккал. бросового тепла, для рассеивания тепла необходимо 1800 га водной поверхности. Свойства, которые выделяют из состава отходов предприятия топливно-энергетического комплекса, оксиды серы, азота, углерода, золы,  - это широкое распространение и длительный срок пребывания в атмосфере. Для традиционной энергетики это проблема выбора топлива (мазу, уголь, торф, газ). Критерием выбора является максимальный эколого– экономический  эффект. С этой целью проводится анализ технических характеристик топлива: зольность, сернистость, влажность, теплота сгорания.