Обоснование экономической целесообразности разработки информационной системы «Инфосерв», предназначенной для оказания пользователям железнодорожного транспорта информационных услуг, страница 3

, где

 - затраты на эксплуатацию ПЭВМ оператора, включающие в себя затраты на электроэнергию и амортизацию,

 - затраты на оплату труда оператора системы,

- затраты на оплату труда программиста, выполняющего сопровождение системы,

- затраты на эксплуатацию сервера системы «Инфосерв»,

- накладные расходы.

Разность между текущими затратами можно записать как:

При этом надо учитывать то что:

·  Так как при эксплуатации новой системы для работы операторов будут использованы те же ПЭВМ, что и при работе старой системы, то .

·  При использовании современных технологий и архитектур значительно снижается объем работы по сопровождению программного обеспечения, в то же время возрастает сложность, а следовательно затраты на сопровождение. В целом можно принять что .

·  Накладные расходы определяются характером деятельности, а так как он не меняется – системы (и старая, и новая) выполняют одни и те же функции, то можно принять, что накладные расходы примерно равны:. В действительности, возможно, при переходе к новой технологии произойдет снижение накладных расходов из-за снижения затрат на расходные материалы.

Учитывая все это, получаем

, где

 - разность затрат на оплату труда операторов при работе с использованием старой и новой систем.

Оценим трудозатраты оператора системы при работе в старой и новой системах.

Оценку производим исходя из следующих данных: обслуживается 10 клиентов, каждый клиент заказывает по 10 вагонов (всего 100 вагонов).

Информация предоставляется клиентам каждый день 1..2 раза (в среднем 1,5 раза по каждому вагону).

Слежение за вагоном осуществляется в течение 10 дней. Таким образом, информация выдается по каждому вагону в среднем 15 раз.

В старой системе информация предоставляется в виде устных сообщений или отправки распечатки по факсу. При работе новой системы 70% клиентов получают информацию из системы самостоятельно в виде web-страницы или в виде сообщений электронной почты, рассылаемой системой самостоятельно по расписанию. Оставшиеся 30% клиентов получают информацию в виде устных сообщений по телефону.

Трудозатраты операторов при работе в старой и разрабатываемой системах представлены в таблице 4.5.

Таблица 4.5

Сравнение трудозатрат оператора системы

Операция

Старая система

Новая система

Кол-во

Затраты времени на одну операцию, ч

К

Трудо-
затраты, ч

Кол-во

Затраты времени на одну операцию, ч

К

Трудо-затраты, ч

Прием заказа от пользователя, первоначальный контроль, ввод

1

0,3

1

0,3

1

0,3

0,3

0,09

Контроль за слежением

15

0,6

1

9

15

0,6

1

9

Распечатка справок

15

0,5

1

7,5

15

0

0

0

Отправка справок по факсу

15

2

1

30

15

0

0

0

Устная информация

15

1

1

15

15

1

0,3

4,5

Удаление

1

0,6

1

0,6

1

0,6

0,3

0,18

ИТОГО:

62,4

13,77

Коэффициент К учитывает долю операций по слежению за вагонами, выполняемых оператором системы. При К = 1 все операции выполняются оператором системы, при К = 0 операции выполняются без участия оператора системы или сервером системы или пользователями системы.

Трудозатраты оператора по слежению за 100 вагонами в старой системе составляют 62,4 часа. Трудозатраты оператора системы по слежению за вагонами при работе с новой системой составляют 13,77 часов. Разность трудозатрат составляет 48,63 часа.

Зарплата оператора за час с единым социальным налогом (0,39 от зарплаты) рассчитывается по формуле

 .

Оклад оператора составляет 8000 рублей. Отсюда зарплата за час

.

Таким образом, разница затрат на оплату труда оператора системы при слежении за 100 грузовыми вагонами при работе со старой и новой системами составляет

.

Обычно в течение календарного месяца оператором выполняется поиск и слежение за не менее чем 500 вагонами. Поэтому разница затрат на оплату труда за год составляет

.

Затраты на эксплуатацию сервера системы в течение года включают в себя:

·  амортизационные отчисления (11% от первоначальной стоимости в год);

·  расходы на эксплуатацию;

·  расходы на ремонт и поддержание в работоспособном состоянии (5% от стоимости).

Эффективность проекта составляет

,

.

Период окупаемости информационной системы «Инфосерв» составляет

4.4 Выводы

Таким образом, при использовании информационной системы «Инфосерв» в течение года экономия составит 178 тысяч рублей при сроке окупаемости системы 8 месяцев. 

        Следовательно, с точки зрения экономической эффективности создание системы «Инфосерв» целесообразно.