Методика технико-экономического обоснования на систему обучения пользователей

Страницы работы

34 страницы (Word-файл)

Содержание работы

1. 2. Методика технико-экономического обоснования на систему обучения пользователей

1.2.1.Основные принципы оценки эффективности Единой отраслевой системы непрерывного обучения пользователей информационных систем на железнодорожном транспорте.

Расчеты эффективности основаны на соизмерении затрат с резу­льтатами, с эффектом от реализации продукции. Эффектом называ­ется конечный производственный результат, полученный от внедре­ния того или иного проекта.

О понятии экономической эффективности уже многие годы ведутся теоретические споры. На самом деле не так уж важно, какое определение является наиболее близким к истине. Гораздо важнее при обосновании реальных проектов, к которым относится проект единой отраслевой системы дистанционного обучения, насколько результаты и оценки отражают реальные выгоды и убытки от проведения того или иного мероприятия, реализация проекта на практике.

Соизмерение затрат, различающихся по своим источникам, вре­мени осуществления и другим показателям, с ожидаемыми результа­тами требует специальной методики. Действовавшие до недавнего времени методики не учитывали условий перехода экономики России к рыночным отношениям. В 1995 г. появилась первая, а в 1999 г. - вторая редакция «Методических рекомендаций по оценке эффектив­ности инвестиционных проектов», разработанных ведущими эконо­мистами страны с учетом мирового опыта и утвержденных Госстроем России, Минэкономики РФ и Минфином РФ 21 июня 1999 г. № ВК 477 (в дальнейшем - Рекомендации). В последующих разде­лах  изложение ведется на базе этих Рекомендаций.

Подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов, сло­жившиеся в мировой практике и адаптированные к условиям пере­хода российской экономики к рыночным отношениям, основаны на следующих принципах:

• рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла - от предпроектных исследований до окончания срока действия проекта. Этот период носит название расчетного периода;

• моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств, (включающих все поступления и расходы за весь расчетный период;

• учет фактора времени. Этот фактор проявляется в различных аспектах: в учете неравноценности разновременных затрат и результатов (выгоднее более поздние затраты и более ранние результаты) которые для соизмеримости необходимо привести к одному расчетному моменту; в учете изменения во времени различных параметров проекта (например, объема перевозок), его экономического окруже­ния (например, цены топлива); в учете возможных задержек оплаты произведенной продукции или полученных ресурсов и др.;

• определение эффекта путем сопоставления предстоящих интег­ральных результатов и требуемых затрат, с учетом возможных потерь при реализации проекта и всех его наиболее существенных последствий - прямых и косвенных;

• использование в проекте ранее созданных ресурсов (например, зданий или подвижного состава), оцениваемых не затратами, на их создание, о альтернативной стоимостью, то есть значением упущен­ной выгоды, которая могла бы быть получена при другом варианте их использования. Если упущенной выгоды нет, то стоимость ранее созданных ресурсов не учитывается;

• учет несовпадения интересов различных участников проекта, различных оценок ими стоимости капитала;

• учет влияния инфляции (изменения цен на продукцию и ресурсы) и других факторов, влияющих на ценность используемых денежных средств за время осуществления проекта;

• учет неопределенности и рисков, связанных с осуществлением инвестиций;

• учет возможности использования различных валют при осу­ществлении проекта;

• учет потребности в оборотном капитале: для «запуска» проекта необходимо не только создать требуемые производственные фонды, но и иметь необходимый оборотный капитал;

• многоэтапность оценки: необходимость расчета эффективности заново, с различной глубиной оценки, на различных стадиях расчета: при обосновании инвестиций, расчете ТЭО, экономическом мониторинге и др.

С точки зрения инвестора проект является эффективным, если эффект от его реализации положителен. При сравнении альтерна­тивных проектов выбирается вариант с максимальным значением эффекта. Ниже рассмотрены пути реализации этих принципов, обес­печивающие единообразный подход к оценке различных инвес­тиционных проектов.

Необходимо учитывать следующие особенности реализации инвестиционного проекта, характерные для рыночной экономики:

•добровольность участия каждого хозяйствующего субъекта в инвестиционном проекте;

• многообразие интересов участников;

• самостоятельность предприятий при отборе инвестиционных проектов и способов их реализации;

• необходимость максимального устранения влияния неполноты и неточности информации на оценку эффективности инвестиций.

Эффект (положительный или отрицательный) может проявляться не только непосредственно на объекте инвестиций, но и в сопря­женных отраслях. Например,  результат применения дистанционного обучения на железнодорожном транспорте  проявится не только в повышении квалификации работников отрасли, но и в условиях свободной ротации кадров приведет к росту образовательного уровня на смежных рынках труда, повышая общий образовательный и научно-профессиональный потенциал страны.

Похожие материалы

Информация о работе