Исторический аспект развития прогнозирования и планирования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

однако впервые предусматривалось, что он может заключаться на конкурсной основе.

СССР явился родиной теории оптимального планирования. Локальные оптимизационные модели и соответствующий математический аппарат были разработаны академиком Л.В. Канторовичем еще в 30-е гг. Они получили высокую оценку и широкое применение в США и других странах. В СССР они стали использоваться позже. Директивное планирование сдерживало внедрение в практику этих методов, т.к. план выпуска изделий доводился сверху в виде утвержденного задания, и проводить расчеты по выбору оптимального варианта план производства продукции не имело смысла. На макроуровне оптимизационные задачи были трудно реализуемы.

Планирование постоянно совершенствовалось. С начала 90-х гг. в странах СНГ в условиях становления рыночных отношений особое значение стало придаваться развитию индикативного и стратегического планирования.

ВОПРОС 3:

Начало экономических реформ в Республике Беларусь, связанных с переходом к рыночным отношениям, относится к концу 1990 г. За период рыночных реформ система планирования  претерпела ряд изменений. На начальном этапе традиционный государственный план с целью приспособления к новым требованиям был дополнен контрольными цифрами, госзаказом, лимитами, экономическими нормативами, но по существу он оставался развернутой системой показателей и заданий для административно-хозяйственных единиц. Для 1991-1995 гг. характерным было сочетание директивного и индикативного планирования при значительном сокращении масштабов директивного планирования. Плановые документы разрабатывались в виде краткосрочных планов-прогнозов, годовых стабилизационных программ. Использование их вместо единого государственного плана себя не оправдало.

В середине 90-х годов возникла необходимость в разработке стратегии управления, в основе которой следует рассматривать систему взаимосвязанных планов долгосрочного и среднесрочного периода, а также краткосрочных прогнозов социально-экономического развития. В результате были разработаны Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 года и Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г.

Особый научный и практический интерес приобретают различные аспекты прогнозирования и программирования в связи с принятием в 1998 году Закона Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» (Принят Палатой представителей 9 апр. 1998 г. Одобрен Советом Респ. 17 апр. 1998 г. // Нац. экон. газ. – 1998. – №22 (июнь). – С. 2–3. – Прил. (Информбанк)), а также утвержденные постановлением Совета Министров меры по реализации данного Закона.

Согласно принятому Закону прогнозные документы разрабатываются в целом по республике, народнохозяйственным комплексам, отраслям и регионам. Их примером  на республиканском уровне служат:

·  на долгосрочную перспективу — Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития (разрабатывается один

Похожие материалы

Информация о работе