Анализ рынка метанола и план маркетинга, страница 9

Рис. 3.10. Прогноз цены на метанол FOBRdm.

3.3. Влияние цены природного газа на цену метанола

Природный газ является основным сырьем для производства метанола. Таким образом, этот компонент является основным составляющим себестоимости. По данным компании DeWitt&Company в данный момент стоимость доставленного газа до крупных производителей метанола составляет порядка 7$ за 1 MMBTu  (Британская единица энергии). При переводе в Российские единицы 1 куб. метр газа стоит порядка 257$. При этом минимальная стоимость метанола может быть подсчитана:

Таблица 3.7.

Стоимость единицы газа (1 MMBTu)

7$

Стоимость газа, потребляемого на тонну произведенного метанола (30 MMBTu)

210$

Производственные затраты на тонну метанола

100$

Итого минимальная цена EXW

310$

Таким образом, продавать метанол по цене 310 $ производителям метанола не выгодно.

Кроме того, следует отметить, что метанол является энергетическим ресурсом. 1 тонна метанола содержит 22 MMBTu энергии. Таким образом, учитывая текущую стоимость газа 7$ за 1 MMBTu, энергетическая стоимость метанола составляет 154$ за тонну. Таким образом, если цена на метанол снизится до уровня 154$ за тонну, а цена на газ сохранится на уровне 7$ за 1 MMBTu, то производителям энергии будет безразлично, что использовать в качестве топлива, газ или метанол.

Таким образом, производители метанола в мире заинтересованы в том, чтобы удерживать цену на метанол на уровне не менее 310$ за тонну. Этому способствуют также рыночные факторы, указанные выше. Только производители, имеющие непосредственный доступ к газу (страны Ближнего Востока, Ирана, Саудовской Аравии) имеют возможность снижать цену EXW за счет цены на газ менее 7$ за 1 MMBTu. Однако это не должно оказать заметного влияния на рынок метанола, в связи с рядом факторов:

·  по имеющейся информации, существуют проблемы с поставками газа в Чили, Тринидаде, Аргентине, Новой Зеландии;

·   Венесуэла и Иран воспринимаются странами Запада, как непредсказуемые, вести бизнес с которыми крайне рискованно,  поэтому существует серьезная вероятность роста цены на газ в этих регионах, что, безусловно, скажется и на цене метанола; кроме того, производства и в Иране, и в Венесуэле – это СП с участием компании «Mitsubishi Chemicals» (Япония), которая никак не заинтересована в снижении цены на метанол на мировом рынке;

·  высокие транспортные расходы и необходимость доставки крупными судами (грузоподъемностью 30-40 тыс.тонн), увеличивают стоимость доставленного метанола до потребителя.

До сегодняшнего момента никто на рынке не жаловался на то, что Иран или Венесуэла или Оман или Катар или Саудовская Аравия или Ливия заливают дешевым метанолом весь рынок. Никто в этом не заинтересован.

3.4. Возможные угрозы для проекта и пути их нейтрализации

1.  Угроза увеличения мировых мощностей, что может повлечь за собой снижение спроса со стороны потенциальных потребителей в Европе.

По оценкам аналитиков, в ближайшие годы произойдет увеличение мощностей производства метанола в мире, особенно  в странах Азии (Иран, Саудовская Аравия, Китай), а также Тринидаде и Тобаго, Венесуэле. Однако, по нашему мнению, это не приведет к снижению объема поставок метанола ООО ТД "Щекиноазот" на экспорт. Основные потребители метанола, поставляемого на экспорт ООО ТД "Щекиноазот",  расположены в Восточной Европе и Прибалтике. Наиболее удобный способ доставки до них – по железной дороге или автотранспортом.

Новые вводимые мощности рассчитаны на поставки морским транспортом большой грузоподъемности (не менее 30-40 тыс.тонн), для того, чтобы снизить стоимость фрахта. При указанной загрузке судна стоимость фрахта составляет 30-40$/тонна. В случае поставки меньшими партиями стоимость фрахта значительно увеличивается.