Правовое регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия общества с окружающей природной средой

Страницы работы

Содержание работы

но на них возлагается обязанность по обеспечению соблюдения режима заказ­ника и выполнению необходимых природоохранных мероприятий.

Заказники учреждаются постановлениями советов министров союзных и автономных республик, решениями местных Советов народных депутатов или их исполкомов, приказами компетентных органов охраны природы, лесного, охотничьего хозяйства (в отношении подведомственных им организаций) либо решениями общественных организаций, за которыми закреплены охотничьи угодья. Охранный режим заказника устанавливается при его учреждении или последующими решениями.

Законы об охране природы (ЗОП)—высшие законодательные акты, отра­жающие комплексный подход к правовому регулированию общественных отно­шений в сфере взаимодействия общества с окружающей природной средой.

ЗОП регламентируют с экологических позиций все виды деятельности людей, связанных с использованием природных богатств и другими случаями природо­пользования, целенаправленным преобразованием природных условий, разви­тием и размещением производительных сил, градостроительством и проведением разнообразных мероприятий по сохранению, восстановлению и улучшению бла­гоприятного состояния окружающей природной среды в целом по стране или по отдельным регионам. Они распространяются на все отрасли народного хозяйства и все стороны жизни людей — их трудовую деятельность, быт и отдых, а также на все элементы природной среды — землю, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир, атмосферный воздух в пределах юрисдик­ции государства. ЗОП тесно связаны со всем советским законодательством и особенно с таким, как земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое, воздушное. Они не подменяют эти отрасли законодательства, а в необходимой мере дополняют их и координируют, выражая общие для данной сферы отно­шений требования экологического характера.

ЗОП приняты во всех союзных республиках нашей страны: Эстонской ССР (7 июня 1957 г.), Армянской ССР (14 мая 1958 г.), Грузинской ССР (28 ноября

1958  г.),  Молдавской  ССР   (16  января   1959  г.),   Литовской  ССР   (22  апреля

1959  г.), Азербайджанской ССР  (15 июня 1959 г.), Узбекской ССР  (19 ноября
1959 г.), Таджикской  ССР   (25 ноября   1959 г.),  Латвийской ССР   (27 ноября

1959   г.,  в   новой редакции  20  декабря   1968   г.),  Украинской  ССР   (30  июня

1960  г.), РСФСР (27 октября  1960 г.), Белорусской ССР  (21  декабря  1961  г.),
Киргизской ССР  (25 мая 1962 г.), Казахской ССР  (16 июня 1962 г.), Туркмен­
ской ССР (26 марта 1963 г.).

Первый из принятых законов (закон Эстонской ССР) касался лишь охраны особо ценных и достопримечательных природных объектов, которые предусма­тривалось сохранить путем объявления их заповедниками, заказниками или памятниками природы. В последующем ЗОП постепенно расширяли свое содер­жание и в конечном счете стали охватывать все элементы природной среды. Так, в Законе об охране природы в РСФСР записано, что государственной охране и регулированию использования на территории РСФСР подлежат все природные богатства, как вовлеченные в хозяйственный оборот, так и неэксплуа­тируемые: земля; недра; воды (поверхностные, подземные и почвенная влага); леса и иная естественная растительность, зеленые насаждения в населенных пунктах; типичные ландшафты, редкие и достопримечательные природные объекты; курортные местности, лесопарковые защитные пояса и пригородные зеленые зоны; животный мир (полезная дикая фауна); атмосферный воздух.

290


На планирующие и хозяйственные органы возложена обязанность при раз­работке планов развития народного хозяйства: учитывать взаимную связь пере­численных  выше природных ресурсов с тем, чтобы эксплуатация  одних ресур­сов   не  наносила   ущерб  другим;   при  использовании   восполнимых  природных ресурсов предусматривать не только полное удовлетворение текущих нужд стра­ны,  но и  сбережение и  возобновление этих ресурсов  на  основе расширенного воспроизводства;   регулярно в  плановом  порядке  предусматривать  и  выделять ассигнования и другие материальные средства для работ по охране и воспро­изводству   природных   богатств;  не   допускать   сокращения   площади   полезных естественных угодий   (лесов, лугов, водоемов), если на их месте не создаются более ценные угодья или предприятия, транспортные пути и населенные пунк­ты;  при проектировании  и осуществлении  промышленного,  транспортного, ком­мунального и других видов строительства обеспечивать максимальное сохране­ние ценных природных объектов.

В ЗОП решаются также вопросы всестороннего учета количества и качест­ва природных ресурсов и состояния природной среды в целом, контроля за при­родопользованием и охраной окружающей среды, участия общественности в охра­не природы, научно-исследовательской работы в рассматриваемой области отно­шений, экологического воспитания и обучения населения, ответственности пра­вонарушителей.

ЗОП действуют не только в СССР, но и в некоторых других странах. Заповедник — выделенный в установленном порядке участок земли или водного пространства, в пределах которого имеются природные объекты, пред­ставляющие исключительную научную или культурную ценность: типичные или редкие ландшафты, сообщества растительных и животных организмов, редкие геологические образования, виды растений, животных и т. п. Заповедник отли­чается от заказника и памятника природы тем, что представляет собой целый природный комплекс, полностью и навечно изъятый из хозяйственного исполь­зования в научно-исследовательских и культурно-просветительных целях. Запо­ведник — это консервативный способ охраны природы.

На территории заповедника и в пределах установленной вокруг него охран­ной зоны запрещены охота, рыболовство, лесопользование, добыча полезных ис­копаемых, сенокошение, пастьба скота и другие виды природопользования, а также любая другая деятельность, несовместимая с целями его создания. Нахождение на территории заповедника посторонних лиц без разрешения адми­нистрации запрещается.

Охрана природных комплексов возложена на персонал администрации и научных сотрудников, состоящих в его штате. Положение о каждом запо­веднике утверждается советом министров союзной республики.

Нарушение заповедного режима карается в уголовном, административном или дисциплинарном порядке с учетом конкретных видов совершенных правона­рушений.

Земельное законодательство (33)—отрасль советского законодательства, определяющая правовой режим всех земель в стране, порядок их использования и охраны. Задачами 33 являются регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования земель и создания условий повыше­ния их эффективности, охрана прав социалистических организаций и граждан, укрепление законности в области земельных отношений.

291

Похожие материалы

Информация о работе