Использование и охрана воздушно­го пространства как одного из важнейших элементов окружающей природной среды

Страницы работы

1 страница (Word-файл)

Содержание работы

ного воздуха. Новая формирующаяся отрасль советского законодательства, ко торая включает совокупность правовых норм, направленных на регулирована отношений по использованию и охране атмосферного воздуха. Задачами В • является регулирование общественных отношений в целях предотвращенн-и и снижения загрязнения атмосферы, иных вредных химических, физически^ и биологических воздействий, вызывающих неблагоприятные состояния атмо сферного воздуха, а также охрана прав социалистических организаций и граж дан, укрепление законности в области охраны атмосферного воздуха.

Основными актами, содержащими правовые нормы ВЗ, являются: Констп туция СССР и конституции союзных и автономных республик; Закон Союз,ч ССР об охране атмосферного воздуха, принятый Верховным Советом СССР. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранешп: (от 19 декабря 1969 г.); постановления Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использовании природных ресурсов» (от 29 декабря 1972 г.), «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов) (от 1 декабря 1978 г.) и постановление Совета Министров СССР «О мерах борьбы с загрязнением атмосферного воздуха и об улучшении санитарно-гигие­нических условий населенных мест» (от 29 мая 1949 г.); законы об охране при­роды союзных и автономных республик, принятый третьей сессией Верховного Совета СССР 27 июня 1980 г. «Закон СССР об охране атмосферного воздуха», а также ряд других законодательных актов.

ВЗ определяет условия и требования по использованию и охране воздушно­го пространства как одного из важнейших элементов окружающей природной среды, который постоянно используется для удовлетворения потребностей насе­ления и народного хозяйства.

Правовые нормы ВЗ предусматривают, что качество атмосферного воздуха определяется в соответствии с нормами предельно-допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в единице объема воздуха. Данные нормы уста­новлены в соответствии с гигиеническими требованиями в отношении примерно 150 видов веществ и утверждены Министерством здравоохранения СССР.

На основе ПДК для каждого источника загрязнения государственными органами по контролю природной среды устанавливаются значения предельно-допустимого выброса (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух в единицу времени. Источником загрязнения считается в зависимости от об­стоятельств каждая труба, через которую происходит выброс в атмосферу газов, пыли, паров и т. п., либо каждое предприятие, средство транспорта или другой хозяйственный объект. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу допускается только на основании разрешений уполномоченных государствен­ных органов по регулированию использования и охране атмосферного воздуха.

ВЗ предусматривает также охрану атмосферного воздуха от вредных физи­ческих и иных воздействий (шума, электромагнитных излучений и т. п.), огра­ничивает воздействие людей на погоду и климат целесообразными пределами, регулирует отношения по наблюдениям за состоянием и изменениями состояния атмосферного воздуха и по контролю за выполнением ВЗ. Если в результате неблагоприятного сочетания метеорологических факторов, выбросов загрязняю­щих веществ в атмосферу и других воздействий на атмосферный воздух воз­никает резкое изменение состояния атмосферы, угрожающее здоровью и жизни населения, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов по

282


получении извещения об этом общегосударственной службы наблюдений дают указания о переводе на специальный режим работы или временно приостанав­ливают работу предприятий, учреждений, организаций и транспортных средств с целью снижения интенсивности выбросов и устранения других вредных воз-действий на атмосферу, осуществляют временную эвакуацию населения и при­нимают другие необходимые меры.

От ВЗ следует отличать воздушно-транспортное законодательство, регули­рующее хозяйственные отношения по перевозкам пассажиров и грузов воздуш­ным путем. Его нормы содержатся в Воздушном кодексе СССР (1961 г.).

Возмещение вреда (ущерба), причиненного нарушением законодательства об охране природы,— один из видов юридической ответственности, заключаю­щийся в возложении на причинителя вреда (предприятие, учреждение, органи­зацию или гражданина) обязанности компенсировать потерпевшей стороне воз­никшие в результате правонарушения отрицательные последствия имуществен­ного характера. Эти отрицательные последствия могут быть возмещены в нату­ральной форме (реальное возмещение вреда) или в деньгах (возмещение убыт­ков).

Данный вид юридической ответственности называют также гражданско-правовой ответственностью, поскольку наиболее общее правило о возмещении имущественного вреда содержится в ст. 80 Основ гражданского законодатель­ства Союза ССР и союзных республик и в республиканских гражданских кодексах. В них указано, что вред, причиненный личности или имуществу граж­данина, а также организации, подлежит возмещению в полном объеме лицом,

его причинившим.

Возмещение вреда в области охраны окружающей природной среды харак­теризуется множеством особенностей, вытекающих из того факта, что основные природные богатства (земля, ее недра, воды, леса) состоят в исключительной собственности государства, не имеют стоимости и денежной оценки. Из этого следует, в частности, что потерпевшей стороной часто выступает государство в лице компетентных органов охраны природы либо пользователи природных богатств и что в состав убытков не входит стоимость утраченных или испорчен­ных природных объектов. Обычно содержание убытков складывается из одного или нескольких компонентов: стоимости неполученной в результате правонару­шения продукции добывающего промысла или иного использования природы в народном хозяйстве; стоимости затрат, необходимых для восстановления благоприятного состояния (рекультивации) природной среды, нарушенного в результате противоправных действий причинителя вреда; стоимости ранее (до причинения вреда) произведенных затрат на улучшение (мелиорацию) природ­ной среды, которые из-за правонарушения не окупались, не дали полезного

эффекта.

Размер убытков в каждом конкретном случае определяется расчетным путем (калькуляцией) либо на основе специально утвержденных такс ущерба.

Метод расчета убытков на основе такс ущерба, которые иногда ошибочна отождествляются со штрафом, применяется в случаях самовольных порубок или повреждений леса либо при иных лесонарушениях, совершенных предприятия­ми, учреждениями, организациями или гражданами, а также при нарушении правил охоты, рыболовства, охраны животного мира.

В РСФСР действует целая система такс для определения размера возмеще-

283

Похожие материалы

Информация о работе