Дополнение к проекту разработки Южно-Александровского месторождения (Внеплановый отчет о выполненной работе), страница 4

Карта обводненности задонско-елецкой залежи по состоянию на 01.10.200 г. приведена на рис.2.2.

По состоянию на 01.10.2000 г. залежь эксплуатируется 19 добывающими скважинами (табл.2.3). Все они работают фонтанным способом в периодическом режиме (от 2 до 15 дней в месяц).

Большинство скважин (19, 57, 46, 47, 45, 42, 54, 40, 39, 49 и др.) работают с высокими дебитами 71-87,8 т/сут и имеют высокие коэффициенты продуктивности, что обусловлено высокими емкостно-фильтрационными свойствами пород: нефтенасыщенная мощность выше 100 м, в своде 175-198 м, пористость до 12,5%, нефтенасыщенность до 90%.

Большой этаж нефтеносности позволяет разрабатывать залежь снизу вверх поинтервально (от верхних дыр обводненного интервала отступаем 20-25 м и перфорируем 10-15 м, что позволяет работать без воды 4-5 лет).

В настоящее время скважины первого эксплуатационного ряда (31, 35, 36, 56, 37, 51, 44, 38) работают уже с верхней части разреза, возвратных объектов здесь не осталось, только в скв.37, 38 осталось по одному возвратному объекту (рис.1.1).

Скважины второго и третьего эксплуатационного ряда работают, в основном, со средней части разреза. В скв.42, 45, 49 осталось по два возвратных объекта, в скв.19, 47, 57 – по три, в скв.39, 40, 54 – по четыре, в скв.46 – пять возвратных объектов.

Отмечается достаточно равномерный подъем ВНК.

Анализ текущего состояния добывающих скважин (рис.2.3) позволил оценить скорость подъема ВНК в залежи по времени появления воды в скважинах (табл.2.4). Так средняя скорость подъема ВНК с начала разработки менее 33 см/мес., а с начала закачки – менее 40 см/мес., в связи с чем по состоянию на 01.10.2000 г. общая высота подъема ВНК с начала разработки оценивается менее 75 м, с начала закачки менее 73 м, а положение текущего ВНК на отметке минус 2783 м. Это в какой-то мере подтверждается тем, что скв.36, 42, 46, нижние дыры перфорации которых находятся на 23-14 м ниже этой отметки, до настоящего времени работают безводной нефтью. Однако, в ближайшее время эти скважины обводнятся. Об этом свидетельствует увеличение в пробах безводных нефтей содержание солей и плотности нефти (рис.2.4, 2.5).

Вместе с тем на рис.2.3 видно, что выше расчетного уровня ВНК находятся обводненные интервалы перфорации целого ряда скважин. Обводнение этих интервалов в результате образования конусов обводнения, очевидно, не может иметь места в связи с незначительными депрессиями в скважинах и незначительными перепадами пластовых давлений в зоне отбора и на линии нагнетания воды. Скорее всего, это может объясниться наличием заколонных перетоков. В пользу этого говорит тот факт, что в 8 случаях скорости обводнения интервалов перфорации соизмеримы со скоростями подъема ВНК, а в 13 случаях средние скорости обводнения интервалов перфорации составили более 1,5 м/мес.

По состоянию на 01.10.2000 г. из залежи отобрано 2357,255 тыс.т нефти. Карта суммарных отборов приведена на рис.2.6.

Система ППД организована в 1985 г., когда пластовое давление в залежи снизилось с 32,5 МПа (начальное) до 27,4 МПа. В настоящее время закачка воды ведется в 6 приконтурных нагнетательных скважин: 34, 48, 1, 41, 50, 53. По состоянию на 01.10.2000 г. объем закачки в залежь составил 5066,1  тыс. м3, накопленная компенсация отбора жидкости закачкой 91,6%, текущая – 131,2%.

Разработка залежи ведется при пластовом давлении в контуре нефтеносности на уровне 24,9 МПа. Наиболее низкие значения пластовых давлений отмечаются в сводовой части залежи (скв.47, 46, 57, 49, 39, 40, 30, 38) – до 23,8 МПа. В скважинах, расположенных вблизи нагнетательного ряда (скв.42, 31, 35, 36, 56, 33, 44, 51, 52) давления выше – до 25,4 МПа (рис.2.7).

Для предотвращения снижения пластового давления в залежи (за 9 месяцев 2000 г. давление снизилось на 0,6 МПа) отделом разработки БелНИПИнефть рекомендовалось увеличить объемы закачки воды и поддерживать текущую компенсацию отбора жидкости закачкой 160-180% в течение ноября-декабря 2000 г. Увеличение объемов закачки проводить, в основном, по западному участку.