Политическая система. Типология политических систем. Политическая деятельность, политические отношения и процессы, страница 7

К парламентским республикам относятся, республики для, которых характерно разделение функций главы государства (президента) и исполнительной власти (главы правительства). Соответственно, президент назначает главу правительства и некоторых членов правительства по согласованию с парламентом, а остальных членов правительства – по рекомендации главы правительства, которое несет ответственность перед парламентом. Президент не может по своему усмотрению уволить главу правительства, не имеет права накладывать вето на принимаемые парламентом законы, его указы не имеют силы закона. Роспуск парламента президентом возможен в случае выражения им недоверия правительству. Введение чрезвычайного положения – право исключительно парламента, в сфере внешней политики президент представляет государство и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства. К парламентским республикам относят ФРГ, Австрию, Молдову, Индию, Венгрию, Словакию, Швейцарию.

К полупрезидентским республикам относятся, те республики, когда по одним признакам страна относится к числу парламентских, по другим – президентских. Это – Франция, Италия, Чехия, Болгария, Эстония, Армения и Российская Федерация.

Таким образом, любую политическую систему можно представить как образ в трехмерном пространстве политических режимов. Политическая система оказывает большое внимание на все общественные процессы. Ее устройство, характер возникающих в ней отношений и связей с другими подсистемами общества, с обществом в целом способны обеспечить стабильность и развитие общества. Для этого политическая система должна соответствовать уровню экономического развития и культуре народа.

2. Политическая деятельность, политические отношения и процессы.

Политическая жизнь общества в основе своей зиждется на политической деятельности, политических отношениях и политических процессах.

Понятие деятельность охватывает все многообразие форм активного отношения людей к окружающему миру – природному и социальному, включающему целесообразное изменение его в соответствии с человеческими потребностями. Каждая сфера жизни общества (экономическая, социальная, духовная) характеризуется совокупностью присущих ей форм и видов деятельности, равно как и общественных отношений.

Особое место занимает политическая деятельность, составляющая основное содержание политической сферы жизни. Определить содержание понятия политическая деятельность – это означает дать существенное определение политики.

Политическая деятельность – это динамическая система последовательных взаимодействий субъекта и объекта в процессе политических отношении, ориентирована на получение положительного конечного результата.

Субъекты политической деятельности – организационные группы лиц: парламентские, партийные фракции, правящие группировки (элиты), правительство, государственные и местные органы власти, политические и общественные лидеры, все то, что функционирует непосредственно в политической системе.

Объекты политической деятельности – политические ценности, институты, отдельные представители общества, социальные группы и общественные объединения людей.

Конкретное содержание политической деятельности составляет: участие в делах государства, определение форм, задач и направления деятельности государства, распределения власти, контроль за ее деятельностью, а также иное воздействие на политические институты. М. Вебер, говоря о составе политической деятельности, подчеркивал, в первую очередь, деятельность по сохранению порядка в стране, т.е. «существующих отношений господства».

Сущность политической деятельности раскрывается в специфике ее объекта и структурных элементов: субъекта, целей, средств, условий, знания, мотивации и норм, и самого процесса активности.

Из этого следует, что политическая деятельность отличается от других видов социальной деятельности тем, что для субъекта любого уровня она так или иначе связана с противоречиями между общим и частными интересами общественных групп и подчинена в конечном итоге разрешению этих противоречий.