Политическая система. Типология политических систем. Политическая деятельность, политические отношения и процессы, страница 3

Функции политической системы прямо связаны с составляющими ее элементами:

1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы, правящие элиты, членов политических партии, общественно-политических организаций и различных слоев избирателей.

2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени проявления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, творческие союзы, группы интересов).

3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.

5. Коммуникативная подсистема: средства массовой информации (государственные, общественные, партийные).

Итак, к числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства с помощью которых, реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы – политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни, стилем политической деятельности.

Возможности политической системы:

1. Экстракционная возможность – это способность извлекать из общества природные и человеческие, интеллектуальные и физические ресурсы. Сюда относят вовлечение людей в политику в качестве избирателей, государственных служащих, партийных активистов, аналитическую поддержку политических структур, налогообложение, добровольные взносы и другие механизмы пополнения бюджета институтов политической системы. Политическая система существует, лишь поскольку, поскольку общество поставляет ей свои ресурс.

2. Регулирующая возможность – это способность управлять. Регулировать, координировать поведение, как отдельных людей, так и социальных групп, обеспечивать эффективное политическое управление и взаимодействие с гражданским обществом. Чем эффективнее и шире используется экстракционная возможность, тем сильнее зависимость политической системы от общества, но тем шире сфера ее регулирующей возможности. Осуществляется она как мерами прямого принуждения – через законы, распоряжения, приказы, - так и через косвенные механизмы регулирования цен и заработной платы, обработку общественного мнения, установление размеров процентных ставок на кредиты и налогообложение.

3. Дистрибутивная возможность – это одно из слагаемых регулирования. Технологический уровень современного производства предъявляет качественно новые требований, к процессу воспроизводства работника и предопределяет возникновение социального государства, перераспределяющего национальное богатство. Отсюда – значение социальных программ, эффективность государственной поддержки сфер науки, образования, здравоохранения, социальной сферы, без чего не может быть устойчивого развития общества и дееспособности его политической системы. Поэтому, без государственной поддержки этих сфер не будет ни современной индустрии, ни рынка. Только в демократическом обществе, возможна оптимизация широкого использования дистрибутивной возможности, и чем больше потребность в перераспределении, тем более демократичной должна быть осуществляющая его политическая система.

4. Символизирующая возможность – это способность политической системы обращаться к населению с популярными лозунгами, создавать привлекательные символы и нужные стереотипы мышления. От не зависит степень консолидации общества, а значит, и реализация и экстракционной, и регулирующей возможности политической системы.

5. Реагирующая возможность – это способность адекватно реагировать на изменение внешних условий и внутреннего состояния, быстро адаптироваться к ним делает систему устойчивой и способной к саморазвитию.