Политическая власть и механизм ее осуществления. Политические конфликты и способы их разрешения, страница 5

В настоящее время легитимность власти не ограничивается тремя Веберовскими типами, ставшими классическими. Существуют и другие типы легитимности:

1. Идеологическая легитимность. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса. Власть с помощью идеологии пытается вести в массовое сознание свои интересы, которые, преподнося ею как самые верные и правдивые.

2. Структурная легитимность. Власть с помощью такой легитимности убеждает массы в правомочности существующей политической системы. Люди признают власть потому, что она сформирована на основе существующих правил.

3. Персонализированная (личная) легитимность. Политический лидер идентифицируется массами с идеалом, порой даже обожествляется. Этот тип лидера подкрепляется идеологической и структурной легитимностью.

4. Этническая легитимность. Она развивается при высоком этноцентризме, который сопровождается становлением этнократии т.е. происходит формирование власти (элиты) по строго национальному признаку.

Легитимность не относится к однажды приобретенным качествам, она меняется, приобретает новые формы.

Средства легитимности власти:

1. Технократические – обеспечение взятого курса реорганизации в политике, инфраструктуре, налоговой системе, экономике в интересах народных масс.

2. Политические – поиск властью путей своей поддержки у народных масс.

3. Социотехнические – поиск наименее болезненных путей оказания помощи нуждающимся и влияния на массовое сознание.

4. Идеологические – упрочение доверия масс к знаниям, профессионализму управляющих (руководящих, в целом власти).

5. Психологические – массовая пропаганда властью положительных моментов в проводимой ею политике. Психологическое воздействие на массовое сознание.

Механизм осуществления власти:

Различают следующие механизмы: а) создания; б) действия, взаимодействия, осуществления, существования; в) передачи власти. На каждом этапе политической власти действуют свои специфические механизмы.

Первый этап – приход к власти. Применяются различные средства и методы воздействия (влияния), которые могут быть законные и незаконные. В ход могут пускаться и недозволенные приемы: слухи, клевета дискредитация своих политических оппонентов. Н. Макиавелли в работе «Государство» писал, что: «есть четыре способа прийти к власти: собственные достоинства личности; использование достоинств других; злодейство; временное увлечение народа».

Второй этап – удержание власти. Для этого используются различные средства и способы: опора на государственные силовые органы; авторитет убеждений; подкупы отдельных политических или партийных лидеров; предоставление льгот; лоббирование интересов тех или иных групп, политических партий или народа в целом; опора на конкретную партию «партию власти».

В целом механизм осуществления власти включает три основные парадигмы, суть которых состоит из вопросов:

1. Кому принадлежит власть? Суть о принадлежности власти конкретным классам, слоям, группам, политическим партиям, лицам, какой-то ветви власти. Существуют различные концепции по этой проблематике: марксистская (власть принадлежит тем классам, которые владеют основными средствами производства); элитарная (все важнейшие решения принимаются не руководителями, а властвующими элитами); бюрократическая (вне зависимости от характера власти доминирует чиновник); плюралистическая (источников власти много, и ни одна власть, ни одна элита не обеспечивают монополию власти).

2. Кто управляет, осуществляет политическую власть в обществе? Суть сводится к тому, у кого реальная власть: один политический лидер (монарх, партийный «вождь», военный диктатор); правящая элита (политическая, бюрократическая, экономическая, информационная); управляющие группы (парламент, политбюро, совет олигархия). Здесь важно знать: Какими способами и средствами осуществляется управление государственным строем? На что направлена проводимая государством политика? Как живется народу? Какие существуют социальные свободы? Как власть заботиться о народе? Какова роль народа в государственном управлении?