Пешеходный поток. Характеристики движения пешеходов. Главные источники формирования пешеходных потоков

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Лекция 4

ТЕМА 2. Пешеходный поток. – 2 часа.

(У-3), (Л. 4.1.1.- .....4.1.4., 4.1.6.).

1.2.1 Интенсивность пешеходного потока.

1.2.2 Скорость пешеходного потока.

 1.2.3Характеристики движения пешеходов.

1.2.4 Главные источники формирования пешеходных потоков.

1.2. Пешеходный поток.

К основным показателям, характеризующим пеше­ходные потоки, относятся скорость, интенсивность и плотность пешеходного движения.

1.2.1 Интенсивность пешеходного потока.

Интенсивность движения пешеходов Nп колеблется в очень широких пределах в зависимости от характера улицы или дороги и от расположенных на них объектов притяжения.

Интенсивность пешеходного потока в обоих направ­лениях вдоль больших городских магистралей в часы пик может достигать 20—25 тыс. чел/ч. Такие объемы движения наблюдаются, например, на ул. Тверской в Москве, на Невском проспекте в Ленинграде, ул. Крещатик в Киеве. Как правило, на пешеходных перехо­дах при этом интенсивность движения составляет 20 — 25% объема движения вдоль улицы. Однако в отдель­ных местах (например, у станций метрополитена) пе­шеходный поток на переходах может даже превышать размеры его вдоль уличной магистрали.

В начало документа

1.2.2 Скорость пешеходного потока.

Скорость движения человека спокойным шагом «v» колеблется в среднем в пределах от 0,5 до 1,5 м/с и зависит от возраста и состояния здоровья; цели передвижения;   дорожных условий (ровности, продольного уклона и скользкости покрытия); окружающей среды (видимости, осадков, температуры воздуха).

Согласно проведенным в МАДИ исследованиям, в зависимости от типа и состояния дорожного покрытия скорость движения пешеходов на пешеходных переходах при темпе движения, называемом по визуальной оценке спокойным шагом, может изменяться в 2,2 ра­за, в зависимости от возраста — в 1,7 раза, от длины перехода — в 1,4 раза. Скорость движения пешеходов на переходах улиц с широкой проезжей частью боль­ше, чем на узкой проезжей части. Передвижения пе­шеходов могут также характеризоваться величиной, обратной скорости, — темпом движения, измеряемым в с/м. На скорость движения людей в условиях интен­сивного пешеходного потока существенное влияние оказывает его плотность, при достижении значения которой более 0,5 чел/м2 создаются ощутимые помехи в пешеходном потоке, что способствует снижению скорости пешеходного потока. Кроме того, очень сущест­венным фактором является психологическое воздействие опасности на пешеходов при переходе ими через проезжую часть, в связи, с чем на переходах скорость обычно существенно выше, чем при движении по тро­туарам или тем более по прогулочным парковым аллеям.

В качестве средних значений скорости пешеходов могут быть приняты следующие значения (м/с):

Движение по тротуару:

в свободных условиях ............. 0,6—0,8

в стесненных условиях. ............ 0,4—0,5

Движение по наземным пешеходным переходам:

при малой плотности движения . . . . . . . . . 1,1—1,3

при высокой плотности движения . . . . . . . . 0,8—1,0

Движение по аллее ................ 0,5

Однако скорость движения людей может быть и незначительно выше приведенных величин, особенно это характерно для мужчин в возрасте 19—25 лет, которые могут при быстром шаге развивать скорость 3,6 м/с, а при быстром беге до 6—7 м/с. При этом резко увеличивается расстояние, на котором человек может остановиться при обнаружении опасности. Если .при движении спокойным шагом это расстояние на сухом покрытии не превышает 1—1,5 м, то при указанных выше скоростях движения остановочный путь возрас­тает до 3,3—9 м. Это обстоятельство наряду с большей для водителей внезапностью появления на проезжей части людей создает повышенную опасность и должно разъясняться при проведении воспитательной работы с участниками движения.

В начало документа

1.2.3 Характеристики движения пешеходов.

Для пешеходных потоков характерна значительная неравномерность в течение суток, так период наиболее оживленного движения наблюдается в течение 12 ч. В течение этого периода коэффициент часовой нерав­номерности может быть принят ориентировочно 1,5. Однако данные для разработки конкретных решений должны быть получены натурными наблюдениями.

Плотность пешеходного движения gп колеблется в широких пределах и оказывает влияние на скорость движения пешеходов и соответственно на пропускную способность пешеходных путей. Так же, как и для транспортного потока, предельная плотность пешеходного движе­ния   определяется соответствующими габаритными размерами движущихся объектов. Так, габаритная пло­щадь человека в статическом положении в летней одеж­де составляет 0,1—0,2 м2, в зимней одежде может до­стигать 0,25 м2, а при наличии ручной клади может увеличиваться до 0,5 м2.

В зависимости от плотности различают свободное движение, когда каждый человек в любой момент мо­жет изменить скорость и направление своего движения (плотность примерно до 0,5 чел/м2), и стесненное дви­жение, когда плотность потока ограничивает свободу движения людей. Наблюдения показывают, что для свободного движения дистанция между движущимися в колонне людьми должна достигать 2 м (что можно ус­ловно назвать динамическим габаритом длины пешехо­да). Ощутимые помехи наблюдаются уже при 0,7— 0,8 чел/м2, а при 4 чел/м2 движение следует считать полностью стесненным.

Предельная gпеш в стесненных условиях, при кото­рой поток еще может продолжать движение, достигает4—5 чел/м2. В этом случае скорость потока резко падает и составляет 0,3 м/с2.

Влияние плотности потока на скорость движения пешеходов показано на рис. 3.1. Одним из дополнительных показателей, который необходимо применять при решении вопросов организации пешеходных переходов, является время задержек. Задержки можно определять по фактическому времени, потерянному каждым человеком, вынужденным дожидаться возможности перехода, или по среднему значению этого времени, отнесенному к каждому пешеходу, проходя­щему через данный перекресток.

Рис.2.1. Примерная зависимость скорость – плотность для пешеходного потока.

Относительная задержка пешеходов на переходе за период времени Т может быть определена из выражения (%)

tпеш — суммарное время (за период времени Т, например 1ч), в течение которого пешеходы могут пересечь проезжую часть; оно определяется на нерегулируемом переходе как сумма интервалов в транспортном потоке, при которых в данных условиях можно безопасно осуществлять переход,   или при наличии регулирования как сумма продолжительности фаз светофорного цикла, разрешающих пешеходам переход проезжей части. Таким образом, t`пеш можно определить  и  без непосредственных наблюдений за пешеходным движением, а лишь располагая данными о транспортном потоке или цикле регулирования.

В начало документа

1.2.4 Главные источники формирования пешеходных потоков.

Особенно высокая интенсивность движе­ния пешеходов характерна для главных и торговых улиц крупных городов, а также в зоне транспортных пересадочных узлов (вокзалы, станции метрополитена).

Похожие материалы

Информация о работе