Классификация информационных систем и ресурсов

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Тема 5 Классификация информационных систем и ресурсов

Создание и использование ИР как на государственном уровне, так и в масштабе региона имеет определенную нормативно-правовую базу. В то же время, в масштабах региона работам по созданию и использованию ИР присущи такие недостатки, как разобщенность и несогласованность разработок из-за ведомственного подхода, нехватка финансовых средств, отсутствие достаточно глубоко разработанной нормативно-правовой базы.

ИС поможет решить эту проблему, прежде всего в области информационного обеспечения деятельности руководства региона. Определение наличия, получение, преобразование и использование ИР региона – первый и весьма существенный шаг на пути к началу ее функционирования. На базе интегрированной системы создаются основы единого информационного пространства подразделений ОГВ.

Классификация ИР региона, как региона РФ, приведена на рис. 2.1.

Информационные ресурсы Санкт-Петербурга в общем виде можно классифицировать по следующим основаниям.

1.  По формам собственности региональные информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные:

·  государственные ИР – ИР, создание, приобретение или накопление которых осуществляется за счет бюджетных средств региона, а также Федеральные и иные ИР, переданные городу в установленном порядке;

·  негосударственные ИР – ИР, создаваемые за счет средств юридических и физических лиц, приобретенные или на законных основаниях полученные ими в порядке дарения или наследования.

В свою очередь государственные ИР включают в себя:

·  федеральные;

·  городские;

·  совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга;

·  других субъектов Российской Федерации;

·  находящиеся в совместном ведении нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональные ИР).

Отношения, возникающие при формировании и использовании государственных ИР регулируются законом "Об информации, информатизации и защите информации".

2.  По характеру использования ИР делятся на:

·  ИР индивидуального пользования, используемые только в тех организациях, в которых они создаются;

·  ИР коллективного пользования, используемые регламентируемым составом пользователей;

·  ИР общего пользования, используемые неограниченным числом пользователей.

3.  По степени обобщенияинформации выделяются:

·  первичные ИР, содержащие информацию, собираемую от источников, осуществляющих непосредственную регистрацию и систематизацию данных о наблюдаемом классе событий и явлений, объектах и субъектах социальных и экономических отношений, нормативно-правовых актах и показателях развития региона;

·  агрегированные ИР, содержащие интегральную (обобщенную) информацию, формируемую в результате обобщения или иной обработки первичной информации.

Наличие полного набора первичных данных (показателей) о процессах, протекающих в той или иной отрасли сфер жизнедеятельности региона дает возможность получить агрегированные аналитические данные мониторинга или прогнозные данные, требующиеся органам управления для оперативного контроля ситуации в городе и принятия необходимых управленческих решений.

4.   По категориям доступаИР делятся на:

·  открытые ИР;

·  ИР с ограниченным доступом.

5.  По области использованияИР делятся на:

а) ИР направлений развития региона:

·  социального направления;

·  экономического направления;

·  городской среды;

·  управления городом.

б) ИР деловых кругов:

·  биржевая и финансовая информация;

·  информация коммерческих структур;

·  статистические данные организаций.

в) ИР населения:

·  сведения о наличии свободных рабочих мест;

·  информация о системе социальной защите населения;

·  информация о рынке недвижимости;

·  справочная информация по вопросам жизнедеятельности региона.

Для функционирования ИС необходимо использовать, прежде всего, ИР, отражающие явления и процессы, протекающие в основных направлениях развития региона. Следовательно, архитектуру ИС, как показано  выше, можно подразделить на подсистемы не только по их функциональному предназначению, но и по структуре направлений развития региона и иерархически замыкающихся на эти направления отрасли и сферы жизнедеятельности.

В основу классификации ИР, циркулирующих в рамках ИС, могут быть также положены признаки, характеризующие направления движения, периодичность возникновения (создания) и передачи ИР. Так как региональные ИР в ИС используются не только для выполнения определенных функций ОГВ, но и для мониторинга процессов функционирования и развития региона, то возможна их классификация:

1.  По цели использования в ИС (схема использования на рис. 2.3):

·  для моделирования процессов и явлений, протекающих в сферах жизнедеятельности;

·  в аналитической работе по подготовке предложений руководству по управлению городом;

·  как справочный материал, подкрепляющий предложения в управленческие решения.

2.  По срокам актуализации:

·  ежедневные;

·  ежемесячные;

·  ежеквартальные;

·  полугодовые;

·  годовые.

3.  По зонам формирования и циркуляции:

·  циркулирующие в рамках информационного пространства корпоративной сети Администрации Санкт-Петербурга;

·  находящиеся в информационном пространстве региона, но за пределами корпоративной сети;

·  создаваемые и циркулирующие вне городского информационного пространства (федеральные, других регионов, стран СНГ и т. д.).

Использование городских ИР в интересах мониторинга состояния и развития сфер жизнедеятельности позволит осуществлять регулярную актуализацию информации в хранилище данных ИС, повысить эффективность моделирования возникающих ситуаций, облегчить аналитическую обработку информационных потоков и в конечном счете обеспечить достоверность информационно-аналитических документов, представляемых руководству региона.

Информационная часть ИС – основа создания единой информационной системы региона, органически вписывающаяся в создаваемое единое информационное пространство региона.

Нерациональность построения существующей системы региональных информационных ресурсов заключается в преобладании ведомственного функционально-ориентированного подхода к их формированию, когда каждое ведомственное подразделение ОГВ для обеспечения решения своих функциональных задач самостоятельно осуществляет создание своих собственных баз данных и локальных вычислительных сетей.

Пример. Всего в Санкт-Петербурге в настоящее время свыше 250 БД и 200 ЛВС. При существующей системе формирования информационных ресурсов уже на этапе сбора данных возникает дублирование информации. Кроме того, несогласованность форматов хранимых в различных системах баз данных, сроков и технологий их обновления, использование различных лингвистических средств приводит к неоднозначности и противоречивости содержащейся в различных БД информации и затрудняет ее совместное использование при решении задач управления городом.

Практически полностью отсутствует нормативно-правовое регулирование порядка владения, распоряжения и использования информационных ресурсов, принадлежащих подразделениям Администрации региона.

Похожие материалы

Информация о работе