Методика обследования и паспортизация гидротехнических сооружений, страница 3

            - При проверке средств измерения обращается внимание на оснащенность сооружения аппаратурой, соответствие ее требованиям проектной документации, работоспособность, меры по ее сохранению, наличие и своевременность метрологических проверок, наличие средств геодезического контроля, состояние опорной геодезической сети и ее достаточность.

            - При проверке состоянии сооружения обращается внимание на ограждающие сооружения. Это изменения конструктивного характера, которые появились на сооружении в ходе строительства и эксплуатации, имеются ли отступления от проектной документации, соответствие основных показателей сооружения проектным, состояние крепление откосов, соответствие основных показателей состоянии и работы сооружения ( осадок, горизонтальные перемещения, деформаций, фильтрационный режим, наличие суфозии) заданным допустимым или расчетным значениям в проекте.

            При обследовании накопителей выясняется наличие деформаций – оседания, оползни, сдвиги, трещины, наличие мокрых пятен, признаков затопления или заболачивания. Состояние трубопровода и его износ. При наличии вертикального дренажа проверяется общее количество скважин, соответствие их расположения согласно проекту, соответствие фактического дебита скважин проектным, оснащенность приборами, наличие и своевременность заполнения журналов учета расхода скважин. При горизонтальном закрытом дренаже проверке подлежат смотровые колодцы, состояние поверхности вдоль дренажной трассы, наличие древесной и кустарниковой растительности. При открытом дренаже – состояние крепления дна и склонов дрены, наличие растительности на склонах и в воде.

            В СЗЗ – наличие не регламентированной в ней деятельности.

            При проверке организации эксплуатации сооружения обследованию подлежит – наличие проектной и исполнительной документации, технические паспорта сооружений и оборудования, журналы и документы авторского права, а также инструментальных и визуальных наблюдений, акты предыдущих комиссий, разрешительная документация.

            При проверке надежности и безопасности – выполнение действующего законодательства в части эксплуатации и обеспечения надежности и безопасности, приказов, инструкций, выводы и предписания контролирующих и административных органов.

            Паспортизация хвостохранилища и шламохранилища. Основными целями паспортизации данных объектов являются: создание государственной системы учета и мониторингового контроля за состоянием экологически опасных объектов, к которым относятся и хвостохранилища; создание системы снижения опасности возникновения ЧС при их эксплуатации и их консервации (закрытии); защита населения о окружающей среды от последствий эксплуатации хвостохранилищ.

            Методика регламентирует состав и структуру паспорта хвостохранилища, методику его заполнения, схему движения информационных потоков при проведении их учета.

            Материалы паспортизации используются органами местного самоуправления при обосновании управленческих решений, разработке мероприятий по повышению безопасности, при работе комиссии.            

            Государственные органы надзора и контроля используют результаты паспортизации при составлении кадастра хвостохранилищ по единой методике, обосновании системы локального мониторинга, что позволяет внедрить современные методы обработки информации, для выявления отклонений от проектных норм, разработке мероприятий и контроле за их выполнением в части предупреждения возникновения ЧС на хвостохранилищах.                   

3.

            Паспортизации подлежат хфостохранилища и шламохранилища всех ведомств независимо от форм собветнности, которые образовались в результате механической и гидравлической транспортировки отходов производства и выполняется за счет предприятия по соглашению между  организациями, имеющими лицензии на вид деятельности, связанной с научными исследованиями и проектированием этих сооружений, соответствующую лабораторную базу и специалистов. Результаты обследования комиссии и другие материалы, связанные с последствиями аварии, рассматриваются административными органами. По результатам рассмотрения принимается решение, которое обязательно для предприятия, которое направляется  областные управления и Рескомприроды АР Крым.