Грузовые перевозки: Сборник методических указаний к практическим занятиям, страница 7

Для простоты считается, что при погрузке затрачивается 4 мин на 1 т грузоподъемности автомобиля, а на разгрузку требуется 10 мин независимо от грузоподъемности конкретного автомобиля. Норматив технической скорости при движении с грузом и без груза принять одинаковым и равным 37 км/ч.

В отчете необходимо привести граф дорожной сети, оптимальный план закрепления клиентуры за АТП, потребное количество автомобилей по маркам и их маршруты на графе (одинаковые маршруты показывать не нужно), пробег с грузом, порожний пробег и нулевой пробег по каждому маршруту и в сумме для всех автомобилей. Значение критерия эффективности вида (16).

Примечание. Приведенные в последней колонке таблицы себестоимости одного километра пробега с грузом и порожнего пробега являются условными и одинаковыми.

Рис. 1. Граф дорожной сети

Защита отчета на следующем занятии


Практическое занятие № 4

(4 часа)

Методы организации перевозок грузов  маятниковыми маршрутами

Цель занятия: получить практические навыки в использовании пакета прикладных программ, постановке и решении задач оптимизации перевозок грузов маятниковыми маршрутами

Теоретические сведения

С центрального пункта с номером 0 (склад, карьер, район города, город, промышленный район и т.п.) требуется развести грузы в объемах Q1, Q2, ..., Qi, ..., Qn соответственно в пункты 1, 2, ..., i, ..., n. Схема перевозок приведена на рис. 1, где указаны также кратчайшие расстояния между пунктами.


Рис. 1. Схема перевозок грузов маятниковыми маршрутами
 с центрального склада

Автотранспортные средства расположены в пункте АТП. Связи между АТП, центральным пунктом и пунктами назначения показаны пунктирными линиями, поскольку  грузы на этих маршрутах не перевозятся.

На перевозках предполагается использовать автомобили одинаковой грузоподъемности   q.

Весь груз необходимо вывести за одну смену, причем (для простоты) предполагается, что автомобиль может выполнить за смену не более  nс  ездок. Маршруты движения автомобилей – маятниковые.

Составить план перевозок с минимальным пробегом, определить потребное число автомобилей,  маршруты движения каждого автомобиля, груженый, порожний и общий пробег автомобиля и всей группы автомобилей в целом.

Алгоритм решения задачи

Возможны два варианта организации перевозочного процесса:

1.  Каждый автомобиль закрепляется за конкретным клиентом (обычный вариант организации перевозок без минимизации пробега);

2.  Автомобили не закрепляются за конкретными клиентами, т.е. автомобиль в течение смены может обслужить несколько клиентов (пробег минимизируется).

Вариант 1.Расчет ведется в следующей последовательности:

1.  Определяется потребное число ездок, необходимое для перевозки всего груза  i-го клиента (округление выполнять в большую сторону)

 

2.  Определяется потребное число автомобилей для обслуживания  i-го клиента (округление выполнять в большую сторону)

 

3.  Находится количество автомобилей, необходимое для обслуживания всех клиентов

4.  Составляются маршруты движения каждого автомобиля, например

1)  АТП–0=1–0=1–0=1 … –0=1–АТП

……..…………………………………..

(здесь знак "–"  означает холостую ездку, а знак "=" означает ездку с грузом, которых всего  nc.

5.  Затем определяют холостой, груженый и полный пробег каждого автомобиля в отдельности и в целом по всем автомобилям.

Вариант 2. Расчет ведется в следующей последовательности:

1.  Сначала, как и в предыдущем варианте, определяется число ездок, необходимое для доставки грузов каждому клиенту (округлять результат необходимо в большую сторону)

2.  Находится суммарное число ездок, необходимых для вывоза всего груза

3.  Определяется потребное количество автомобилей для обслуживания всех клиентов