Геометрические параметры конических передач. Общая характеристика планетарных передач. Кинематика волновых передач, страница 3

       Fа  = F¢r sin d1 ± F¢а  cos d1 = Ft (tga sin d1± sinb cos d1) / cosb.

Знак + принимается, если направление вращения ведущего зубчатого колеса и направление винтовой линии зуба совпадают (рис. .2, б и в).

При расчётах на прочность конических колёс с непрямыми зубьями в качестве эквивалентных принимаются цилиндрические прямозубые колёса, диаметр которых dv1 = d1 /(cosd1 cos2b) и dv2 = d2 /(cosd2 cos2b), а эквивалентное число зубьев zv1 = z1 /(cosd1 cos3b) и zv2 = z2 /(cosd2 cos3b).

 . 3. 3. Контактная прочность прямозубой конической передачи

Условие контактной прочности зубьев записывают в виде

                             sН = Ö0,418 (qEпр/rпр) £ [sН] ,

где rпр определяется по диаметрам эквивалентных колёс:

 


Принимая во внимание тригонометрические равенства при S = 90°

получим

При определении удельной нагрузки qпринимается, что жёсткость (или податливость) зубьев постоянна по ширине колеса и, следовательно, нагрузка распределена также пропорционально расстоянию от вершины начального конуса и равна

                                          q= KH (Ft /cosa) / b.

Заметим, что значения приведенного радиуса кривизны в различных сечениях зуба конического колеса пропорциональны диаметрам этих же сечений и, соответственно, расстоянию от вершины начального конуса. Таким образом, отношение q/rпр также постоянно по длине зуба. Подставив полученные соотношения в формулу sН = Ö0,418 (qEпр/rпр), получим формулу расчётного контактного напряжения для конической передачи, аналогичную формуле для цилиндрической передачи, и соответствующее условие контактной прочности в виде

 


                                            

где JН – коэффициент снижения нагрузочной способности конической передачи по сравнению с цилиндрической; JН  = 0,85.

При проектировочном расчёте полученную формулу преобразуют так, чтобы в результате расчёта были получены основные габаритные размеры конической передачи de  и Re:

 


где T2 – момент на ведомом валу;

       Kbe = b/Re  – коэффициент ширины зубчатого венца относительно внешнего конического расстояния Re; рекомендуемое значение Kbe £ 0,3. В случае наиболее распространённого значения Kbe= 0,285

 


                                de2 = 2,9    Eпр T2 uKНb/  [sН] 2 .

. 3. 3. Изгибная прочность прямозубой конической передачи

Условие изгибной прочности зубьев записывается в виде sF £ [sF], где расчётное значение напряжения определяется по формуле, аналогичной формуле для цилиндрических зубчатых колёс

                           s= YFS Ft KF / (JF b m),

где JF – коэффициент снижения нагрузочной способности конической передачи по сравнению с цилиндрической при изгибе; JF  = 0,85;

      YFS  – коэффициент формы зуба определяется как для цилиндрических колёс, но при эквивалентном числе зубьев zv = z /cosd. Обычно в виду повышенной опасности разрушения зубья конической шестерни нарезают с положительным смещением, а зубья конического колеса – с отрицательным смещением х= – х1.

. 3. 4. Коэффициенты расчётной нагрузки KН и KF

Значения  KН и KF при расчёте конических передач определяют аналогично цилиндрическим передачам. При равной степени точности изготовления значения динамических нагрузок конической передачи выше. Поэтому коэффициенты KНv и KFv определяют по тем же таблицам, но значения этих коэффициентов для конических колёс принимают на одну степень точности ниже цилиндрических.

Коэффициенты  KНb определяют в зависимости от значений  Kbe и u, схемы передачи (консольная установка колеса и шестерни (рис. 6, а) или установка колеса и шестерни на двух опорах (рис. 6, б)) и в зависимости от вида опор. При консольной установке колёс KНb передач на роликовых опорах существенно меньше, чем при установке на шариковых опорах.

 


Коэффициент KFb = 1 + 1,5(KНb – 1) учитывает, что приработка оказывает более  благоприятное влияние  на контактную прочность, а также учитывает более тяжёлые последствия поломки зубьев по сравнению с усталостным выкрашиванием.

. 3. 5. Особенности расчёта передач с непрямыми зубьями