Основные качества отечественного бизнесмена

Страницы работы

Фрагмент текста работы

17.4. Основные качества отечественного бизнесмена

Исследования, проведенные отечественными и зарубежными специалистами, позволили отнести к наиболее важным качествам преуспевающего бизнесмена следующие: инициативность, способность рисковать, целеустремленность, независимость, ориентированность на эффективность и качество, умение убеждать и ставить цели, стремление к знаниям, наблюдательность.

Полезность бизнесмена основывается на его способности организовать и рационально вести дело, бережливости, инициативности, стремлении к постоянному обновлению производства выпускаемой продукции. Особое значение имеет нацеленность предпринимательской деятельности на удовлетворение потребностей людей. Будучи заинтересованными в увеличении их покупательной способности, бизнесмены в развитом обществе активно включаются в улучшение социальной политики, вносят свой вклад в развитие культуры и науки.

Отношение людей в нашей стране к бизнесменам разное и складывается под влиянием многих факторов как объективного, так и субъективного характера. В течение десятилетий у советских людей формировался стереотип бизнесмена как «паразита», владеющего богатствами общества и не имеющего на это прав, живущего за счет эксплуатации трудящихся; его интересы ¾ только нажива. И сегодня есть сторонники этой схемы, однако утверждается и новое отношение к предпринимателям.

Деловая этика большинства отечественных бизнесменов находится пока в стадии формирования. В условиях командно-административной системы сложился особый тип хозяйственного руководителя-конформиста: боязливого, внутренне несвободного, боящегося риска, безынициативного. Часто хозяйственники, выросшие в рамках этой системы, не демократичны, не склонны к диалогу, не компетентны в вопросах человеческих отношений, психологии, менеджмента, не обладают достаточным кругозором.

К первой группе (по различным оценкам, от 5 до 20% всего количества) относят представителей номенклатурного бизнеса ¾ работников комсомольских, партийных и советских органов. На работу в них шли честолюбивые, деловые люди из многих отраслей народного хозяйства, впоследствии и занявшиеся бизнесом. Их отличительными чертами стали деловая хватка, наличие организаторских способностей, знание основ бизнеса, умение налаживать и поддерживать неформальные связи и т. п.

Во вторую группу входят люмпенизированные классы. Это люди, не достигшие высот в своей профессии или не имеющие профессии. Здесь высока доля молодых людей, которые с 13-15 лет начали «делать деньги» в нелегальном бизнесе, затем открыли официально зарегистрированные фирмы. Для бизнесменов этой группы характерно стремление любой ценой скопить себе состояние, а потому интересующими их сферами являются торгово-закупочные операции, посредническая деятельность, биржевое и банковское дело, но не производство. Большая часть предпринимателей (по разным оценкам, от 15 до 30%) имеют уголовное прошлое.

На культуру бизнеса повлияло существование в нашей стране на протяжении долгих лет теневой экономики. При этом можно выделить три формы теневой экономики: неофициальную (фактически легальную, но не учитываемую статистикой), фиктивную (приписки) и подпольную (запрещенные законом виды деятельности).

Теневики бывают двух типов: «работяги», которых большинство

Похожие материалы

Информация о работе