Паспорт безопасности опасного объекта - расходного склада ГСМ ОАО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт», страница 13

- в качестве безопасного расстояния принималось расстояние, на котором облако рассеивается до 0,5 НКПВ (на практике в облаке наблюдается сильная неоднородность распределения концентрации и, поэтому при средней концентрации в облаке 0,5 НКПВ, в отдельных местах могут наблюдаться области с концентрацией выше НКПВ, т.е. возможно воспламенение);

- в качестве характеристики окружающего пространства в соответствии с методикой был выбран вид 3 - средне загроможденное пространство: отдельно стоящие технологические установки, резервуарный парк.

При оценке числа пострадавших при авариях на складе ГСМ принимались следующие допущения:

- в момент возникновения аварии на территории склада ГСМ находятся персонал со склада и 2 посторонних человека, приехавших для оформления документов, получения топлива;

- в момент возникновения аварий на территориях, прилегающих к объекту, может находиться персонал предприятий, попадающих в зоны поражающих факторов аварии.

При оценке риска принимались следующие допущения и предположения:

- предполагалось, что персонал работает в соответствии с проектным режимом работы;

- при анализе последствий аварий были приняты значения близкие или равные максимально возможным количествам в единице оборудования;

- при расчете рассеяния облака  ТВС  выбраны наихудшие условия;

- предполагалось, что при аварии всегда присутствует случайный источник инициирования зажигания, т.е. возникновения пожара пролива, облака ТВС, факела;

- зона поражения открытым пламенем при воспламенении облака принималась максимально возможной (т.е. предполагалось, что при рассеянии облако воспламенялось в момент, когда оно достигало наибольшего объема и покрывало наибольшую площадь);

- при возникновении пожара пролива, горящего факела на складе ГСМ, или при сливе цистерны, в зону поражения открытым пламенем попадают резервуары цистерны. В таких условиях вероятно возникновение огненного шара. Для определения максимальных размеров зон поражения выбирались наихудшие условия для каждого сценария;

- при определении массы нефтепродукта при разгерметизации оборудования и определения массы паров в облаке, температура окружающей среды принималась равной +20 °С;

- при определении расстояний, на которых происходит рассеяние до безопасных концентраций, предполагались наихудшие условия рассеяния – скорость ветра до 1 м/с и устойчивая стратификация атмосферы (инверсия);

- при расчете поражения при пожаре пролива, предполагался пролив максимального объема жидкой фазы (при низких температурах окружающей среды).

Наибольшее влияние на результаты расчета зон поражения оказывают значения количества нефтепродукта, вовлекаемых в аварийную ситуацию.

При оценке этих количеств, практически во всех сценариях, приняты значения близкие или равные максимально возможным количествам, которые могут быть вовлечены в аварию, а также по рекомендациям соответствующим методик расчета.

При расчетах предполагалось:

- участие в огненном шаре 0,1 от массы нефтепродукта в одной емкости;

- участие во взрыве, горении или рассеянии облака ТВС 80% от всей массы нефтепродукта, находящееся в цистернах,  в резервуарах склада;

- при расчете факелов и истечения из трубопроводов, сливных рукавов предполагался гильотинный разрыв.

Наиболее поражающим показателем воздействия (по степени влияния исходных данных на рассчитываемые показатели опасности) является размер зоны рассеяния до безопасных концентраций (0,5 НКПВ). При этом параметром, который наиболее сильно влияет на протяженность этой зоны, является степень смешения паров топлива с воздухом на месте аварии. В проведенных расчетах предполагалось, что на месте аварии при залповых и струйных выбросах пары топлива смешиваются с воздухом в соотношении 1 к 9 (объемная концентрация топлива 10 %). Протяженность дрейфа облака ТВС, а, следовательно, и площадь загазованной территории, зависит от направления и скорости ветра, рельефа местности и ее застройки, наличия деревьев.