Основные характеристики дизельного топлива [ГОСТ 305-82]. Возможный сценарий развития аварийных ситуаций

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Дизельное топливо - горючая жидкость. Взрывоопасная концентрация паров в смеси с воздухом – 2-3% (по объему).

Таблица 1 Основные характеристики дизельного топлива [ГОСТ 305-82]

Показатель

Л

З

А

Температурные пределы воспламенения паров, °С:

69…119

62…106

57…100

Температура самовоспламенения, °С

300

310

330

Температура вспышки, oС

>+61

>+40

>+35

Плотность, т/м3 (20oC)

до 0.860

до 0.840

до 0.830

Температура застывания, oС

-10

-35

-

Вязкость, сСт (20oC)

3.0-6.0

1.8-5.0

1.5-4.0

Дизельное топливо является малотоксичным веществом и по степени воздействия на организм человека относятся к 4-го классу опасности [ГОСТ 12.1.007-76]. Оказывает раздражающее воздействие на слизистую оболочку и кожу человека.

Трансформация нефтепродуктов после разлива определяется составом (физико-химическими характеристиками), метеорологическими условиями и свойствами поверхности разлива.

Физические характеристики (плотность, вязкость, температура застывания и вспышки) определяют испаряемость, растекание на поверхности, поглощение почвой, диспергирование (рассеивание) в воде (водоемов и почвы):

- плотность – определяет плавучесть и влияет на процессы растекания и естественной дисперсии – рассеивание (продукты с низкой плотностью, как правило, обладают малой вязкостью и в них содержится большое количество летучих компонентов);

- вязкость – определяет сопротивление растеканию (продукты с низкой вязкостью растекаются быстрее; в процессе естественного разложения многофракционных продуктов вязкость увеличивается);

- температура застывания (точка текучести) – ниже которой образуется микрокристаллическая структура, нефтепродукты становятся полутвердой массой и теряют текучесть;

- температура вспышки – при которой над поверхностью нефтепродуктов образуются пары в достаточном количестве для создания воспламеняющейся смеси (характеристика крайне важна для обеспечения безопасности операций ЛРН, поскольку пары сырой нефти и легких нефтепродуктов особенно могут легко воспламеняться, пока не испарились и не рассеялись в атмосфере наиболее летучие фракции).

Состав и химические характеристики продуктов определяют растворимость в воде, токсичность, воздействие на биоту.

Метеорологические условия определяют интенсивность фотоокисления, испаряемость, растекание (распространение продуктов по поверхности под влиянием естественных факторов), сорбция почвой и диспергирование в воде. При высокой температуре увеличивается испаряемость продуктов и увеличивается вероятность образования воспламеняющейся смеси. При низкой – увеличивается вязкость продуктов, замедляется растекание и уменьшается площадь загрязнения. При температуре ниже точки текучести растекание прекращается. Если температура среды (почвы или воды) выше точек застывания, то первоначально определяющим фактором является объем разлива. Большие залповые сбросы растекаются быстрее, чем постепенный вылив.

Испарение определяется плотностью продуктов, толщиной слоя, температурой и скоростью ветра. С увеличением температуры и скорости ветра повышается и скорость испарения. Легкие нефти и нефтепродукты испаряются быстрее, чем тяжелые. Количество испарившихся продуктов достигает 100% при разливах легких нефтепродуктов, 75% - легких нефтей и обычно не превышает 10% при разливах тяжелых нефтей и темных нефтепродуктов. Легкие фракции испаряются в первую очередь, поэтому, при испарении (и эмульгировании) меняются их основные характеристики, определяющие свойства (плотность, вязкость, поверхностное натяжение) оставшихся фракций.


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Возможный сценарий развития аварийных ситуаций с кратким описанием представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Возможный сценарий развития аварийных ситуаций.

Сценарий

Частичное или полное разрушение трубопровода    пролив дизельного топлива    контакт с источником воспламенения пожар пролива      тепловое излучение на резервуары

Построение сценариев аварийных ситуаций с указанием основных причин их возникновения представлено на рисунке 1.

 


Рис. 1. Схема построения сценариев аварийных ситуаций с указанием основных причин их возникновения.

Оценка вероятностей отказов (безопасной работы) для резервуаров, отдельных видов оборудования, узлов и приборов проводилась в предположении экспоненциального закона распределения промежутков времени между отказами. При этом использовался материал об отказах, собранный на ООО «Амурская нефтебаза», с последующим определением эксплуатационной надежности системы. Если статистический материал отсутствовал или оказывался недостаточным, использовались материалы, собранные ранее для аналогичных видов оборудования на других предприятиях при выполнении аналогичных работ.

Обобщенные статистические данные по оценке частоты отказа оборудования с полным разрушением приведены в таблице 2.

Таблица 2 – Обобщенные статистические данные по оценке частоты отказа оборудования.

Тип отказа оборудования

Частота отказа (инцидента)

Масштабы выброса опасных веществ

1. Разгерметизация резервуаров (включая разрыв сварных швов и фланцев трубопроводов обвязки):

- полное разрушение

- частичное разрушение

10-5 в год

10-4 в год

Полное содержимое резервуара

Объем, вытекающий через отверстие диаметром 25 мм за время перекрытия потока

2. Отказ топливораздаточной колонки

5х10-3 на год-1

Объем, вытекший через торцовые уплотнения или разрушенный узел за время перекрытия потока

Для учета вероятности отдельных событий сценариев аварий использован метод экспертных оценок вероятности событий с учетом разбиения их на пять уровней:

- частый отказ

- вероятный отказ

- возможный

- редкий

- практически невероятный

Данные об авариях показывают, что наиболее вероятны (1х10-2 на год-1) локальные утечки через фланцевые соединения, сварные швы, запорную арматуру и торцевые уплотнения насосов. Для локальных утечек определен уровень вероятности события как «вероятный отказ» - ожидаемая частота возникновения 10-2 в год-1.

При анализе ошибок персонала учитывалась функциональная связь в системе «человек-машина» и использовались статистические данные об ошибках персонала, либо на аналогичных объектах, полученных ранее.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Дополнительные материалы
Размер файла:
98 Kb
Скачали:
0