Анализ типовых аварий на химически опасном объекте. Расчет потребного количества сил и средств для локализации проливов хлора, страница 12

Наименование АХОВ

Количество хранимого в одном резервуаре вещества, т

Условия хранения

Тип и форма устройства для хранения АХОВ

Давление, атм

Температура, °С

хлор

0,025…0,068

16

окр. воздух

баллоны

0,9…1,0

16

окр. воздух

контейнеры

44…310

16

окр. воздух

гор. цил. резервуары

750…5000

16

-35

верт. резервуары

Транспортировка жидкого хлора осуществляется железнодорожным, автомобильным и водным транспортом. Транспортировка жидкого хлора должна осуществляться, по возможности, в обход крупных населённых пунктов и кратчайшим маршрутом с минимальным числом остановок и задержек в пути следования.

Жидкий хлор перевозят в специально предназначенных железнодорожных вагонах-цистернах, контейнерах и баллонах. Контейнеры с жидким хлором перевозят железнодорожным транспортом в полувагонах в вертикальном положении в один ярус, а также автотранспортом при горизонтальном расположении контейнеров в один ряд.

Баллоны перевозят по железной дороге в крытых вагонах (повагонными отправками) и в специальных контейнерах, а также автотранспортом.

Железнодорожные цистерны для перевозки хлора имеют полезный объём котла 32,1 или 45,5 м3. Давление в цистерне – до 16 атм. Грузоподъёмность – 47,6 или 55,8 т [13].

При перевозке жидкого хлора железнодорожным транспортом необходимо руководствоваться «Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам», «Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам» и «Правилами безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора».

Таким образом, анализируя материал, рассмотренный в первой главе, а также физико-химические свойства хлора, его воздействие на человека, условия хранения и транспортировки, приходим к выводу, что основными методами локализации и ликвидации пролива (выброса) хлора из стационарного хранилища является перекачка из поддона в резервные ёмкости с помощью системы перекачки хранилища АХОВ, если последняя сохранила свою способность функционировать.

Также необходимо учесть, что в данном случае может быть полезным, а иногда и необходимым дополнительное обвалование участка пролива хлора. А если позволяют экономические возможности, то применимо закрытие пролива пеной, что является перспективным методом, а также постановка жидкостной завесы последняя в некоторых случаях не является целесообразным, в виду большого расхода материальных средств.

Второй случай, рассматриваемый в данной работе, это выброс хлора из железнодорожной цистерны в результате аварии, что представляет собой большую опасность. В первую очередь для населения, так как пролив (выброс) хлора происходит на подстилающую поверхность и этот фактор, учитывая объем цистерны – 50 тонн, создает условия для распространения АХОВ по поверхности и в атмосфере на большие расстояния.

В данной ситуации наиболее целесообразным способом локализации является обвалование пролива и постановка жидкостной завесы, а также закрытие пролива пеной и обеззараживание (нейтрализация) растворами нейтрализующих веществ.

Для расчета потребного количества сил и средств, необходимых для применения данных методов, целесообразным представляется рассмотреть математический аппарат для реализации данного вида расчетов.

2.2. Расчет сил и средств для выполнения работ по локализации

и  ликвидации  пролива  хлора

2.2.1. Расчет сил и средств для обвалования пролива хлора

В данном случае, при разгерметизации (потере герметичности) стационарного хранилища с хлором объёмом 3000 тонн и железнодорожной цистерны объёмом 50 тонн, мы имеем ЧС с обстановкой второго типа. В этом случае часть АХОВ мгновенно испарится, образуя первичное облако смертельной концентрации, другая часть выливается в поддон или на подстилающую поверхность образуя вторичное облако.