Цели предприятия. Сущность и существующие подходы к определению

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекция №3

Цели предприятия. Сущность и существующие подходы к определению

3.1. Трактовка категории «цель» и её роль в управлении

Вопрос определения целей, которые преследует предприятие в своей деятельности, является одним из важнейших в управлении, так как само оно представляет собой действия, направленные на перевод объекта управления в желаемое состояние, идеальное выражение которого и представляет собой цель.

Как уже было отмечено выше, важнейшей характеристикой производственной системы является её целеустремлённость, которая означает наличие целей и способности изменять их при постоянных или изменяющихся окружающих условиях, выбирая средства их выполнения.

На предприятии целеполагание является одной из подфункций планирования. И цели являются результатом осуществления данной подфункции управления. Они играют важную роль в организации, способствуя выполнению функций определения направления деятельности, координации, мотивации, оценки, контроля.

При этом, цель в управлении является связующим звеном между деятельностью и её результатом. На это связи построен целевой подход к определению и оценке эффективности деятельности. В соответствии с целевым подходом организация существует для достижения определенных целей, и она, а также её отдельные члены и группы должны оцениваться на основе достижения поставленных целей.

В литературе существует фактически единый подход к трактовке категории «цель». Первоначально категория «цель» трактовалась антропоморфно, поскольку одной из важнейших характеристик человека является способность к целеполаганию.

Следуя Платону, Аристотель определил цель как форму сознания, мысленный образ, представление и т.п., и после него такое понимание цели преобладало среди философов. У Августина Блаженного цель – мысленный образ, у И. Канта – идея следствия, у Шеллинга и Гегеля – понятие предмета, у Л. Фейербаха – волевое представление, у К. Маркса – мысленный образ результата. Именно подход К. Маркса к трактовке цели в силу известных причин закрепился в отечественной теории и практике.

В настоящее время считается, что цель должна мыслиться не антропоморфно, а как присущая и людям, и сложным техническим, и производственным системам.

По своей сущности цель представляет собой потребный реальный будущий результат деятельности предприятия.

Понятие «потребный» означает, что цель означает недостаток, нехватку чего-либо и является побудителем активности производственной системы.

Понятие «реальный» означает, что цель не должна пониматься как мысленный образ или иная модель будущего результата.

Понятие «будущий» означает, что цель принадлежит сфере возможного, а не действительного, существующего в настоящий момент времени.

В качестве результата может выступать объект, субъект, явление, процесс, их части и совокупности, свойства, состояния, действия, а также мысленные образы и конструкции.

Цель производственной системы представляет собой особый, информационный вид причинности и является единством прошлого (опыт деятельности), настоящего (потребности производственной системы, общества и членов заинтересованных групп, текущая конкурентная ситуация) и будущего (потребные будущие результаты

Похожие материалы

Информация о работе