Стратегический план деятельности малого предприятия, страница 5

Анализ внутренней среды предприятия показал, что предприятие обладает свободными производственными мощностями по переработке полимерных материалов, которые могут быть использованы для производства широкой гаммы продукции из полимеров. Ещё одним положительным фактором является то, что МП тесно связано с Институтом металлополимерных систем, который является одним из учредителей предприятия, и который может оказать помощь в разработке технологических процессов для производства различных полимерных покрытий.

Анализ конкуренции для МП показал, что предприятие имеет покупателя-монополиста своей продукции – БМЗ. Хотя в настоящее время сотрудничество с этим предприятием – выгодно, но существует большой риск того, что резко изменившаяся ситуация на БМЗ может привести негативным последствиям для МП. Ещё одним негативным фактором является то, что БМЗ как крупнейший покупатель может диктовать цены и условия поставок.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что портфельной стратегией МП должна быть стратегия связанной диверсификации, основанная на дифференциации продукта. Это подтверждает и использование для определения портфельной стратегии МП матрицы «возможности по товарам/рынкам». Согласно этой матрице предприятие в имеющихся условиях должно придерживаться стратегии связанной диверсификации и формировать рыночный портфель из нескольких разноплановых СЗХ, что значительно снизит риски деятельности предприятия, хотя может и не повысить его рентабельности.

Стратегия связанной диверсификации позволит использовать синергические эффекты, прежде всего производственную и управленческую синергию.

3.5. Определение стратегий предприятия в разных стратегических зонах хозяйствования при помощи матричных моделей анализа стратегий

После формулирования общих глобальной и портфельной стратегий МП необходимо определить частные стратегии деятельности предприятия в каждой из выделенных  СЗХ. Это необходимо для определения состава портфеля СЗХ предприятия.

Для определения частных стратегий деятельности предприятия в каждой из выделенных  СЗХ используем матричные модели анализа стратегий, описанные в первой главе данной работы. Для анализа используем матрицу БКГ и матрицу «МакКинси 7С». Выбор именно этих матричных моделей обуславливается следующими причинами:

·  Широкая распространённость моделей в сфере стратегического анализа.

·  Их относительная методологическая простота.

·  Хорошая интерпретируемость результатов анализа.

 1. Планирование частных стратегий МП при помощи матрицы БКГ.

Исходные данные для построения матрицы БКГ приведены в табл.3.5.

Таблица 3.5

Исходные данные для построения матрицы БКГ

Стратегическая зона хозяйствования

Период

Ёмкость рынка РБ

Темп роста спроса

Продажи МП

Продажи ведущего конкурента

Относительная доля рынка

А

1

2

3

4

5

6

1. Полимерная упаковка, шт.

1998

52600

1,373

52600

0

-

1999

72250

72250

0

-

2. Полимерные покрытия (оценочно), тонн

1999

30000-40000

1,15

-

-

-

3. Торгово-закупочная деятельность

1999

-

1,05

105227

1000000

0,0105

На основание данных табл. 3.5 построим матрицу БКГ, изображённую на рис.3.4 (см. рис.3.4 на с.13). В качестве граничного значения для темпа роста объёма спроса примем 5%, а относительной доли рынка 0,8 (рекомендуемое в литературе значение).

Согласно построенной для МП матрице БКГ для СЗХ необходимо выбрать следующие стратегии:

1.  Полимерная упаковка – стратегия должна быть направлена на увеличение или поддержание доли на рынке. Необходимо поддерживать конкурентные преимущества продукции предприятия в условиях растущей конкуренции.