Современный этап военной реформы Российской Федерации, страница 8

Нынешний этап военной реформы призван существенно изменить отношение к боевой и оперативной подготовке, к оснащенности войск современной военной техникой и вооружением. Основной путь решения этих задач – увеличение оборонного бюджета.

В настоящее время из-за недостаточного финансирования  боевая подготовка находится не на должном уровне. Не поступает в войска в достаточном количестве новая боевая техника и оружие. На самом деле на эти цели уходит лишь 30 процентов оборонного бюджета. Остальные средства идут на содержание личного состава и текущих потребностей войск. Попросту говоря, средства проедаются.

Планом военного строительства предусматривается поэтапно существенно изменить соотношение объема средств, выделяемых на содержание личного состава и на цели боевой подготовки, техническое оснащение войск. Сначала это соотношение будет 50 на 50 процентов, а затем до 70 процентов оборонных ассигнований пойдет на боевую учебу и вооружение, т.е. на совершенствование качественных параметров Вооруженных Сил.

Но дело не только в изменении соотношения долей оборонного бюджета. Надо увеличивать объем оборонного бюджета, А это возможно лишь при подъеме экономики.  При нынешнем уровне оборонных ассигнований поправить дело будет очень сложно. Сравните: расходы по разделу «Национальная оборона» бюджета РФ на 2001 год составляет 214 млрд. рублей, т.е. не дотягивает  и до 8 млрд. долларов (правда, с учетом оборонных расходов по другим статьям общая цифра достигает 250 млрд. рублей). А военный бюджет США на 2001 финансовый год – это 310 млрд. долларов. Вот где объяснение нашего неблагополучия с боевой подготовкой и обеспечением войск новым оружием в сравнении с США и другими странами НАТО. Хотя, что надо особо подчеркнуть, оборонный бюджет на 2001 год все-таки возрос и обеспечивает минимальные потребности Вооруженных Сил.

Обеспечение силовых структур вооружением и военной техникой во многом зависит от деятельности оборонно-промыщленного комплекса. Поэтому составной частью военной реформы является реализация Государственной программы развития вооружений и военной техники на предстоящее десятилетие. Речь идет, по сути, о возрождении оборонно-промышленного комплекса страны.

Дело в том, что 1700 головных оборонных предприятий РФ на протяжении последнего десятилетия практически не поставляют в войска новые образцы вооружений. Из-за жесточайшего недофинансирования оборонка  по сути переориентировалась на экспорт оружия, не мечтая быть полезной отечественным силовым структурам.

Но проблема ОПК не только в недофинансировании. Сегодня только 40 процентов оборонных предприятий сохраняют форму государственной собственности. Остальные или уже полностью акционированы или акционированы с сохранением государственной доли собственности. А это создает условия для проникновения в оборонку иностранного капитала (НВО №49, 2000г.). Как быть в этой обстановке с сохранением современных технологий, оборонных секретов, которые являются важнейшими приоритетами национальной безопасности государства? Это одно из негативных последствий непродуманной приватизации. В ОПК наблюдается и кадровый кризис. Происходит отток молодых квалифицированных специалистов.

Совет безопасности наметил конкретные меры по преодолению названных и других недостатков в деятельности оборонно-промышленного комплекса. Без этого невозможно рассчитывать на эффективное обеспечение армии и флота современной боевой техникой, на реализацию Государственной программы по этому вопросу. Реализация намеченных мер позволит в ближайшие годы успешно выполнить комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. А через 5-7 лет начнется поступление в войска в необходимых количествах новые вооружения и боевая техника.

В ходе дальнейшего осуществления реформы будет пересмотрена система тылового обеспечения Вооруженных Сил и других войск.