Современный этап военной реформы Российской Федерации, страница 5

Оценивая ход и результаты военной реформы, эксперты приходят к следующему неутешительному выводу. Несмотря на ряд преобразований, которые затронули прежде всего Вооруженные Силы, в целом реформа не укрепила оборонную мощь страны. Она практически не охватила многие составные части военной  организации государства.

Нелицеприятная оценка хода и результатов военной реформы была дана и Советом Безопасности. Система функционирования Вооруженных Сил и всей военной организации государства была признана не только неэффективной, а просто разбалансированной. Все это крайне негативно сказывается на обороноспособности страны.

А обороноспособность – это жизненно важная составляющая в обеспечении интересов страны. Президент РФ В.В. Путин предупреждает: «…России ввиду ее особого геополитического положения предопределена глобальная роль в обеспечении безопасности Евразийского континента. Эту роль может исполнять только сильное государство, в том числе сильное своими Вооруженными Силами» («Красная звезда» от 27 июня 2000г.).

Слабости и просчеты в военной реформе, ее недостаточная эффективность потребовали внесения серьезных коррективов в стратегию реформирования военной организации государства. По инициативе Президента РФ Совет безопасности после тщательной и многосторонней подготовительной работы определил конкретные меры и приоритетные задачи по упорядочению военной реформы, ее активизации и главное – повышению ее результативности.

б) Суть корректировок военной реформы и содержание ее нынешнего этапа.

Что касается общего направления и целей реформирования военной организации государства, то они в сущности остаются прежние. Это – обеспечить и соблюдать баланс между военными потребностями и экономическими возможностями государства. Иначе говоря, оборона и безопасность страны должны быть прочными и надежными при минимальных затратах экономики. А Вооруженные Силы должны быть компактными и мобильными, способными профессионально реагировать на существующие угрозы.

Конкретные  же меры по упорядочению военной реформы, повышению ее результативности Совет Безопасности начал вырабатывать уже с весны 2000г. Речь шла о том, чтобы подготовить заседание расширенного состава Совета Безопасности. На нем обсудить вопросы, связанные с состоянием Вооруженных Сил и в целом военной организации, уточнить основные направления их строительства и развития на период до 2010 года. Специально созданная комиссия всесторонне рассмотрела пять возможных вариантов реформирования военной организации государства. После их неоднократного обсуждения в Правительстве, в руководстве Совета Федерации и Государственной Думы, в силовых структурах в конечном счете был определен оптимальный вариант. Этот вариант был обсужден на Совете Безопасности 9 ноября 2000года, дополнен рядом важных положений, а затем принят. Он и составил основу Плана военного строительства до 2005 года и Государственной программы развития вооружений и военной техники, утвержденных Указом президента РФ от 16 января 2001 года.

В ближайшие годы предстоит решить масштабные и чрезвычайно сложные задачи военного строительства. Предусматривается, в частности, дальнейшее сокращение численности армии, флота, всей военной организации государства.

Это не механическое сокращение. И хотя сокращение – мера вынужденная, но она строго выверенная и обоснованная. Она базируется на оценке существующей геополитической и геостратегической обстановки в мире, на оценке реальных и потенциальных угроз национальной безопасности, а также вытекающих из этого характера и масштаба задач по обеспечению обороны страны. При этом непременно учитываются экономические возможности государства, их способность обеспечить всем необходимым тот или иной уровень военной организации.