Современный этап военной реформы Российской Федерации, страница 4

     Во-вторых, претерпела определенные изменения организационная структура Вооруженных Сил.

     В состав Ракетных Войск Стратегического назначения были включены Военно-космические силы (ВКС) и Войска Ракетно-Космической обороны (РКО). При этом не была  принята во внимание позиция многих ученых: передача РКО в состав РВСН разрывает единую и цельную систему воздушно-космической обороны страны. Ученые считали эту меру ошибкой, которая рано или поздно должна быть исправлена. Признана ошибкой и передача Военно-космических сил в состав РВСН, ибо они решают задачи в интересах всех Вооруженных Сил.

     В ходе реформы произошло объединение ВВС и ПВО, т.е. двух видов Вооруженных Сил в качественно новый вид – Военно-Воздушные Силы. В составе ВВС части противовоздушной обороны ныне составляют 60 процентов. Несмотря на значительное сокращение, если исходить из заявления Главкома ВВС, полностью сохранены оборонительные и ударные функции нового вида Вооруженных Сил. В результате объединения ВВС и ПВО создана четырех видовая структура Российских Вооруженных Сил.

В Военно-морском флотекорабельный состав был сокращен примерно на 20 процентов. Флоты стали более компактными. Созданы единые группировки сил и средств в Калининградском регионе и на Северо-Востоке России. ВМФ находится на условном втором месте по ядерной мощи и значимости после РВСН.

     Значительные изменения претерпели Сухопутные войска. Сокращена их численность. В их составе создано несколько дивизий постоянной готовности. Но с ликвидацией Главкомата Сухопутные войска как вид Вооруженных Сил фактически перестали существовать. (Сравните: в Сухопутных войсках Главкомат был ликвидирован, а во Внутренних войсках создан). А ведь Сухопутные войска в России (континентальной стране) всегда были основой Вооруженных Сил.

     В-третьих, реорганизована система военного образования Вооруженных Сил. Число военно-учебных заведений сокращено со 101 до 55 (8 академий, 11 военных университетов и 36 военных институтов). В некоторых из них сокращен срок обучения (с 5 до 3 лет), возрос масштаб подготовки офицеров со средним образованием. Но эти преобразования совершенно не коснулись военно-учебных заведений других войск.

В-четвертых, началась реорганизация военно-административного деления страны. Из 8 военных округов осталось 7. На основе объединения Сибирского и Забайкальского округов создан Сибирский военный округ (со штабом в Чите). Военным округам придан статус оперативно-стратегических командований на соответствующих направлениях. Им подчинены отныне все силы и средства на территории округа, что позволяет централизованно и рационально их использовать в интересах безопасности на том или ином стратегическом направлении.

В-пятых, многие задачи, которые предусматривались военной реформой, решены не были. Главная причина – явно недостаточное финансирование. Вот лишь несколько примеров.

Боевая подготовка во многих частях ведется с большими сбоями, планы боевой учебы не всегда выполняются. Так, средний налет нашего боевого летчика составляет 15-20 часов в год, а американского- 200 часов. Если наши корабли выходят в море 20 дней в течение года, то корабли США  и других стран НАТО – 200 дней. Наши танкисты мало водят танки и мало стреляют.

     В войска крайне мало поступает новой боевой техники. В армиях стран НАТО новое вооружение составляет 80 и более процентов. В наших войсках этот показатель не превышает 20 процентов, а в отдельных родах войск он составляет 5-7 процентов.

Социальная защита военнослужащих находится на низком уровне. Сегодня половина семей военнослужащих живет ниже черты прожиточного минимума. Более 96 тысяч офицеров не имеют жилья. Более 42 тысяч семей офицеров и прапорщиков, прослуживших менее 5 лет, нуждаются в служебном жилье. Плюс 140 тысяч пенсионеров, не получивших положенное им жилье. И это только по Министерству обороны. Но тысячи бесквартирных и в других войсках. («Красная звезда» от 14 декабря 2000г.). И это неудивительно. В настоящее время у нас выделяется количество средств на каждого офицера в 13,5 раза меньше, чем в США, и в 3 раза меньше, чем в Китае.