Анализ внешней и внутренней среды предприятия

Страницы работы

Фрагмент текста работы

3. Анализ внешней и внутренней среды предприятия

3.1 Анализ внешней среды предприятия

Следующим этапом стратегического планирования (смотри рис.1) является анализ внешней среды.

 Ни одно предприятие не функционирует обособленно, его всегда окружает или оно всегда находится в сильно дифференцированной среде. Внешняя среда включает все силы и организации, с которыми предприятие сталкивается в своей повседневной деятельности. Практически все, что существует вне предприятия, может быть включено в состав внешней среды, потому что все эти элементы могут оказывать на него влияние.

Внешнюю среду предприятия можно охарактеризовать двумя чертами:

· широтой;

· периодичностью (частотой) воздействия на предприятие.

Эти характеристики можно использовать для разделения внешней среды на:

1)  среду ближайшего окружения или микросреду предприятия;

2)  отдаленную (общую) среду или макросреду.

Анализ внешней среды необходим для контроля и оценки внешних по отношению к предприятию факторов с целью предвидения потенциальных угроз и возможностей. Анализ внешней среды позволяет спланировать появление угроз и возможностей, разработать многовариантные планы действий на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию поведения, которая учитывала бы возможности и потенциальные угрозы во внешней среде, а следовательно значительно обеспечила достижения целей предприятия. Процесс анализа внешней среды организации представлены на рис. 3.

 


Рис. 3 Этапы анализа внешней среды

Итак, первым этапом анализа внешней среды является этап постановки задач и целей анализа. Задачи и цели анализа внешней среды тесным образом связаны с миссий и целями предприятия и его текущей стратегией. В зависимости от этих факторов предприятие может ставить при планировании своей деятельности те или иные задачи анализа внешней среды.

 При анализе внешней среды необходимо выделить из всей совокупности ее элементов и факторов те, которые являются для предприятия наиболее важными, то есть необходимо определить пределы анализа. Ширина пределов анализа зависит от характера самого предприятия и от исследуемого временного периода (чем шире период, тем шире границы исследования).

 Внешнюю по отношению к предприятию среду можно разделить на 2 элемента общую среду и среду ближайшего окружения (рабочую среду предприятия).

3.1.1 Анализ общей среды

Общая среда – состоит из элементов, которые не связаны с предприятием напрямую, но оказывают влияние на формирование общей атмосферы бизнеса. Факторы общей среды влияют на предприятие через воздействие на факторы среды ближайшего окружения (рабочей среды) предприятия. Основные группы факторов общей среды предприятия приведены в табл.3, которые должны быть подвергнуты анализу при планировании стратегии предприятия.

Таблица 3.

Основные группы факторов внешней среды предприятия.

Группа факторов

Факторы

1

2

1. Экономические

1.1. Уровень инфляции в стране.

1.2. Платёжеспособность предприятий.

1.3. Бюджетный дефицит.

1.4. Дефицит платёжного баланса страны.

1.5. Государственная политика в области деятельности предприятия.

1.6. Положение отрасли, в которую входит предприятие.

1.7. Уровень безработицы в целом по стране и в отрасли предприятия.

1.8. Налоговая политика в отношении отрасли.

1.9. Таможенная политика.

2. Политические

2.1. Нормативные акты местных и центральных органов власти.

2.2. Политический климат в стране.

2.3. Международные соглашения по тарифам и торговле.

2.4. Протекционизм.

2.5. Правовое регулирование экономики государством.

2.6. Кредитная политика.

2.7. Антимонопольная политика.

2.8. Ограничения со стороны государства на доступ к ресурсам.

3. Рыночные

3.1. Демографические условия

3.2. Уровень доходов населения и их распределение.

3.3.  Уровень конкуренции в отрасли.

3.4.  Жизненные циклы различных товаров и услуг.

3.5.  Количественные и качественные характеристики рынка, на котором действует предприятие.

4. Технологические

4.1. Технологические инновации.

4.2. Изменения в технологии производства.

4.3. Прогресс в использовании сырья и материалов.

4.4. Применение вычислительной техники для управления процессом производства.

4.5. Изменения в процессе получения, передачи, обработки информации.

4.6. Применение прогрессивных средств связи.

5. Социальные

5.1. Социальные ценности, установки, отношения, ожидания и их изменение.

5.2. Отношение между национальностями и национальными образованиями.

5.3. Отношение населения к предпренимательству.

5.4. Роль женщин и национальных меньшинств в обществе.

5.5. Движение в защиту прав потребителей.

5.6. Изменение роли менеджеров в производстве и их социальные установки.

6. Международные

6.1. Возможности выхода на зарубежные рынки

6.2. Таможенная и протекционистская            политика зарубежных стран.

6.3. Антидемпинговые  меры.

6.4. Зарубежные конкуренты и их оценка.

6.5. Анализ зарубежных рынков.

Результатом анализа групп факторов общей среды предприятия является получение ответа на вопросы (после анализа результатов):

1. Какие изменения в общей среде воздействуют на стратегию предприятия.

2. Факторы представляющие угрозу для предприятия.

3. Факторы представляющие возможности для достижения целей предприятия.

Получение ответа на эти вопросы и есть цель анализа общей среды.

Пример.

Анализ внешней среды одного из подразделений ПО «Беларуснефть

Похожие материалы

Информация о работе