Психологические основы грамотного письма, страница 2

Можно сформулировать 2 требования: 1. методика преподавания должна создавать условия для формирования интуитивной стратегии, 2. - «-  не должна мешать ее формированию.

Что разрушительно действует на интуитивную стратегию:

Примеры из РО

1. в РО большое внимание уделяется звуковому анализу слова, результат которого фиксируется в транскрипции. Бегун, пятно, яма – [бигун], [питно], [йама]. В зрительной памяти запечатлеваются неправильные образы слов, которые весьма устойчивы, что приводит потом к ошибочным написаниям.

2. Из этой же серии задания, на решение которых у ученика еще нет достаточных средств, и ребенку разрешается ставить прочерк на месте неизвестной буквы. Деформированные образы слов с «дырками» так же запечатлеваются в зрительной памяти и в дальнейшем оказывают влияние.   

3. Как вариант решения орфографической задачи предлагается прием подстановки. Например, первое склонение связывается со словом ЗЕМЛЯ, второе – со словом СТОЛ, а третье – со словом РОЖЬ. И чтобы проверить написание окончания в слове «пуля», нужно вместо него подставить слово РОЖЬ. Если «от ржи», значит и «от пули». Такая проверка способствует разрушению смысла предложения в целом. И ребенок начинает делать ошибки в согласовании слов. Такие способы проверки способствуют «отключению» интуитивной стратегии. А в основе интуитивной стратегии правильного письма лежит опора на смысловую сторону предложения.

Тезисы из  Шмелевой

Русская орфография сложна – Шмелева вводит понятие ЛИНГВИСТИЧНОСТЬ – решение практических задач требует осуществления серии лингвистических операций – морфемного и синтаксического анализа, поиска тонких семантических различий, учета ряда других факторов.

Орфографическая презумпция – такое предварительное условие, которое должно быть  исполнено до обращения к конкретным правилам.

В русской орфографии важнейшими являются презумпции:

1) недоверия произношению,

2) глубокого понимания семантики слова,

3) видения слова в парадигматической перспективе и синтагматическом пространстве.

1) Не пиши как слышишь – первая заповедь орфографа. «Услышав, усомнись».

Еще не усвоившие этой презумпции пишут, как слышат – маркофь, заец; так же пишут дети, освоившие в системе РО транскрипцию. Усвоившие же ее слишком хорошо страдают ГИПЕРКОРРЕКЦИЕЙ (сверхправильностью). Они пишут – мЕкрофон, пЕстолет; атвобуЗ, винегреД. В идеале точно усвоенная презумпция недоверия произношению вырабатывает привычку ПРОВЕРЯТЬ свои слуховые ощущения сопоставлениями или правилами.

2)Предполагается, что пишущий не просто знает референтную соотнесенность слова, но видит его внутреннюю форму – прочитывает его поморфемно, ощущает его связи с другими словами, которые выявляют словообразовательную, а иногда и этимологическую историю СЛОВА. Понятно, что презумпция глубокого понимания семантики слова тем более твердо помещается в сознании человека, чем лучше он знает словарь, чем больше сведений исторического характера ему известно, чем лучше тренированы его «аналитико-семантические» мышцы.

3) самое сложное условие русской орфографии.

В парадигматической перспективе надо увидеть прежде всего формы данного слова, затем корневое гнездо в целом – однокоренные слова, при необходимости – ряды односуффиксальных слов  однофлексийных форм. В каждом конкретном случае в одном из таких рядов обнаруживается слово, необходимое для орфографического оформления «по прецеденту» усваивается довольно хорошо, но это не дает гарантии безошибочного написания: найти слово, которое можно принять за прецедент, бывает нелегко.  

Парадигматическая перспектива видения слова – связана с объяснениями написания слова с экскурсами в историю, в другие языки, тексты и может быть противопоставлена такому способу (средству) правильного написания слова, как простое запоминание того, какая буква пишется в данном слове, без всяких комментариев.