Программа семинара-практикума "Конфликтология", Рабочая программа курса, страница 2

10.  Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии, 1994. № 1.

11.  Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. М., 1996.

Итоговая письменная работа.

Анализ конфликтной ситуации.

Необходимо описать реальную конфликтную ситуацию, в которой слушатель является участником или стороной. А затем проанализировать эту ситуацию с использованием схемы анализа конфликта или простой технологии ведения переговоров.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Программа тренинга.

Эффективное поведение в конфликте.

Автор-составитель: Привалихина Т.И.

Основной целью тренинга по разрешению конфликтов является повышение уровня конфликтной компетентности участников.

Задачи:

1.  Осознание и преодоление стереотипов негативного отношения к конфликту (преодоление страха перед конфликтом);

2.  Освоение технологии анализа конфликтных ситуаций;

3.  Формирование навыков организации и проведения переговоров для разрешения конфликтов в практике управления.

В результате тренинга участники:

·  Получат опыт продуктивного разрешения конфликтов.

·  Приобретут навыки анализа конфликтного взаимодействия.

·  Получат представления о различных моделях разрешения конфликта.

·  Освоят простую технологию ведения переговоров.

·  Приобретут опыт ведения переговоров.

·  Смогут определить собственные ресурсы, предпочитаемые способы и дефициты в разрешении конфликтов.

Формы работы:

·  Кейс-стади;

·  Ролевые игры;

·  Интерактивные сообщения;

·  Упражнения и анализ опыта;

·  Дискуссии.

Общая продолжительность: 20 часов.

Тематическая программа.

Тема 1. Анализ конфликтных ситуаций.

Конфликтные переживания, конфликтные действия, основания столкновения. Участники конфликта. Интересы и цели сторон. Развитие конфликтной ситуации. Схема анализа конфликта.

Практикум по анализу конфликтных ситуаций на материале актуальных конфликтов участников группы.

Тема 2. Конфликтная компетентность и ее развитие. 

Стратегии и тактики в конфликте. Способности и навыки, обеспечивающие продуктивное разрешение конфликтов. Практикум по навыкам эффективной коммуникации.

Тема 4. Модели разрешения конфликта.

Давление. Арбитраж. Переговоры как модель разрешения конфликта.

Тема 5. Переговоры.

Условия организации  и эффективности переговоров. Виды переговоров. Технология ведения переговоров. Практикум по ведению переговоров на материале игровых процедур.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Тест для диагностики «знаниевого» компонента конфликтной компетентности.

Тест.

Инструкция:

Перед Вами тест, состоящий из 8-ми заданий, на решение которых Вам отводится не более 20-ти минут. Каждое задание содержит собственную инструкцию к его решению. Кроме заданий, в тесте Вы можете найти блоки с пометкой  «info», в них содержится  информация, которая может быть полезной для решения последующих заданий.  Данный тест не ставит перед собой цели аттестации Ваших знаний по курсу конфликтологии. Он предназначен для фиксации Ваших индивидуальных особенностей во взглядах на феномен конфликта и способов его анализа. Расслабьтесь и настройтесь на выполнение этого теста. Ответы старайтесь давать максимально полные, по возможности фиксируйте каждую мысль, которая приходит Вам в голову. Успехов!   

Овальная выноска: info

Как известно, понятие конфликт имеет множество толкований. Среди имеющихся определений конфликта можно выделить:

Конфликт – это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимообуславливают и взаимоизменяют друг друга, требуя для этого специальной организации (Б.И. Хасан).

Конфликт – наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями (А.Я. Анцупов и  А.И. Шипилов).

Конфликт – всегда выбор, сохранять существующую систему взаимодействий в неизменном виде или реконструировать, изменить её (М.С. Мириманова).