Программа профильной лаборатории «Учебное исследование в математике»

Страницы работы

49 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ПРОГРАММА Профильной лаборатории

«Учебное исследование в математике»

1.  Описание лаборатории

Цели лаборатории:

1.  Складывание у старшеклассников обобщенного представления о математическом исследовании,  введение языка описания.

2.  Приобретение учащимися опыта учебно-исследовательской деятельности.

3.  Приобретение учащимися опыта понимания и анализа специальных научных текстов и умения излагать результаты своей деятельности  в заданной форме (статья, научный доклад, презентация и т. д.)

Задачи лаборатории:

1.  Построить системные представления о математическом исследовании как о процессе гипотезирования и обоснования, его этапах, об  определениях, теоремах и доказательствах как результатах исследования.

2.  Ввести представление о  1) формах изложения хода; 2) результатов математического исследования.

3.  Сформировать умение описывать суть исследовательского вопроса и ход исследования, проводить исследование простых математических объектов, излагать ход и результаты исследования (в заданной форме).

4.  Организовать деятельность учащихся для приобретения ими 1) опыта математического исследования; 2) опыта понимания и анализа математических текстов.

5.  Ввести знаковые средства рефлексивного оформления.

6.  Организовать экспертирование содержания творческих работ.

Результаты:

1.  Дипломные работы старшеклассников учебно – исследовательского типа.

2.  Интеллектуальные умения: старшеклассники осваивают такие универсальные мыслительные действия, как анализ, обобщение, специализация, аналогия, систематизация и классификация и некоторые эвристические методы решения задач.

3.  Деятельностные умения: исследовать простые математические объекты, формулировать предположение и проверять его на правдоподобность, представлять результаты исследования в заданной форме.

4.  Коммуникативные умения: презентовать свои и относиться к чужим результатам исследований.

Место лаборатории в образовательном процессе

Лаборатория «Учебное исследование в математике» ориентирован на учащихся 10 - 11-х классов, выбравших в старшей школе математический профиль.

Элементы научной деятельности в современном мире лежат в основе любой профессиональной деятельности. Видимо  поэтому в настоящее время “образование на основе исследования” начинает перемещаться из высшего в общее образование. “Проблемный подход” и “учебное исследование” бурно развиваются за рубежом преимущественно на материале социальных и гуманитарных наук. Препятствием проникновению указанного подхода в  школьное математическое образование является сложившееся представление об обучении математике как о процессе трансляции системы знаний (или коллекции методов, используемых для исследований в других науках). Однако не менее высокую образовательную ценность имеет представление старшекласснику математики как вида научной деятельности, связанной с исследованием и гипотезированием.

Профильная лаборатория «Учебное исследование в математике» задает деятельностную компоненту математического образования, в ее рамках старшеклассники получат опыт построения математического знания. Более того, проводя математическое исследование, старшеклассник может освоить саму форму научной деятельности, поскольку в своем творчестве математик пользуется теми же методами исследования - наблюдением и обобщением, гипотезой и экспериментом, как это делает естествоиспытатель, излагая в форме определений, доказательств и теорем лишь результаты своих исследований, а также опыт научной коммуникации.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
862 Kb
Скачали:
0