Современная белорусская культура как объект для визуальных и культурных исследований

Страницы работы

Содержание работы

Современная белорусская культура как объект для визуальных и культурных исследований.

Развитие национальной культуры является важным условием  благоприятного развития любого государства и народа. Белорусская культура как самобытное явление мировой культуры обладает рядом особенностей, которые в свою очередь, обусловлены объективными причинами.  На мой взгляд, специфика национальной культуры Беларуси состоит в ее стремлении  к стабильности, уважению традициям и корням, принятию только плавных перемен, отрицание конфликтов и насилия. Эти особенности сформированы под влиянием различных факторов от геополитического положения  государства на стыке Востока и Запада, многонациональности в составе народа,  до преимущественно «аграрного образа жизни» большинства населения.

Белорусская культура это совокупность нравственных и материальных ценностей, норм морали, национальных обычаев и традиций. Культура не однообразна в своем проявлении и имеет различные формы. Визуальная культура является доминирующей формой культуры на современном этапе развития человечества. Особенность визуальности заключается в ее отношении к культуре как таковой, стремлении к видимой  сути, то есть человек в процессе изучения визуальной культуры выступает как зритель. К объектам визуальной культуры можно отнести такие явления как кинематограф, дизайн, телевидение, фотография, реклама и пр.

Несомненно, именно телевидение как форма визуальной культуры является наиболее воздействующей на формирование мировоззрения человека. Известный социолог Борис Дубинин высказал мнение, согласно которому современное общество можно назвать «обществом зрителей», в котором человек чувствует себе другим, и с другими, только смотря телевизор. Трудно не согласится с данным мнением. Однако процесс  доминирования телевидения обусловлен рядом объективных факторов. Культура и наука не стоят на месте и находятся в постоянном развитии. Например, с развитием телевидения  теряется популярность литературы и печатных изданий, с развитием Интернета уходит на второй план обычаи личного общения.

Можно сказать, что современная белорусская визуальная  культура в настоящее время находится на этапе своего развития и становления. Данный факт обусловлен относительно  недавним обретением  государством своей самостоятельности и независимости. Телевидение, кинематограф, дизайн  и другие визуально культурные явления находятся в  процессе поиска путей развития. 

Многие скептики утверждают, что в Беларуси отсутствует собственная визуальная культура, что все культурные явления  заимствованы с Запада, Европы или России и не являются национальным продуктом. Нельзя согласиться с данным мнением, так как в  условиях всеобщей глобализации мира трудно говорить о существовании самобытных и независимых культур, которые не имеют заимствований друг от друга. Беларусь как независимое государство не развивается отдельно от остального мира, страна находится в постоянном взаимодействии, в том числе и с культурами других государств. Наиболее близкое сотрудничество происходит с Россией, так как близость этих государств обусловлена многими историческими факторами. Однако нельзя говорить о тождественности этих культур. В каждой культуре того или иного государства или народа можно определить ряд признаков отличающих ее от других и обусловленных ментальными и национальными особенностями.

Таким образом, можно сделать вывод, что современная белорусская культура находится во взаимодействии с культурами других стран, однако является самостоятельным явлением, обусловленным особенностями национальной ментальности белорусов.  Так, например, Белорусский Телеканал и Общественное Национальное Телевидение возможно и не обладают таким уровнем технического развития как телевидение Запада, однако эти телеканалы соответствуют потребностям, обычаям, интересам и традициям белорусского народа. Содержание белорусского телевидения несет в себе все особенности белорусской культуры в целом.   Белорусский кинематограф не повсеместно распространен и востребован в мировом сообществе, однако он существует, работает и создает культурные продукты в рамках собственных культурных традиций.

На мой взгляд, нельзя оценивать культуру  только с точки зрения степени ее технической или теоретической развитости в сравнении с культурными явлениями других стран. Не должна  белорусская культура быть лучше и впереди культур европейских или западных стран. Главное постараться сохранить те национальные особенности, обычаи и традиции, позволяющие ей оставаться самостоятельной и независимой культурой. Белорусские визуальные культурные явления необъективно плохо исследованы и распространены в массах.  Культурные мероприятия, выставки, анонсы, фестивали, премьеры должны получать более широкое освещение, как в телевидении, так и в  печатных  рекламных изданиях. Эти меры будут способствовать развитию современной белорусской культуры и сохранению ее самобытности.

Похожие материалы

Информация о работе