Планирование в медицинских учреждениях. Принципы и методы планирования в новых условиях хозяйствования

Страницы работы

11 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ТЕМА: ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

                ПЛАН ЛЕКЦИИ

1.  СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

2.  ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ  ФИНАНСИРОВАНИЯ ЛПУ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

3.  ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Планирование – один из методов управления развитием отрасли, который рассматривается с различных сторон как сложная социально-экономическая категория. С технологической точки зрения планирование заключается в разработке плана деятельности самостоятельного хозяйственного субъекта. А с социально-экономической в учете – общественных и экономических законов развития субъектов здравоохранения.

Необходимость изменения методологии планирования медицинских учреждений вызвана не только тем, что действуют на практике несовершенные инструменты (отсутствие управленческого учета), но и потому, что неверны исходные предпосылки, отражающие задачи планирования.

Цель планирования здравоохранения остается неизменной при любых социально-экономических условиях, и заключается в выработке стратегии управления здравоохранением по обеспечению оптимального использования ресурсов для достижения более полного удовлетворения населении я в медицинской помощи.

Задачи планирования здравоохранения отражают проблемы, обусловленные состоянием отрасли. А также методами планирования и  существующими общественными отношениями. Задачи не остаются неизменными по мере развития отрасли, прогресса в методах планирования, изменения общественных отношений.

Планирование оказания медицинской помощи, его необходимость и основные этапы обусловлены разными причинами.

Планирование функционирования медицинских учреждений зависит также от реализуемой в обществе государственной политики в отношении здравоохранения.

В современном мире существует несколько моделей деятельности медицинских учреждений. Это – полное государственное финансирование, частично государственное, страховая медицина. Причем страхование  бывает нескольких видов: обязательное, добровольное и смешанное. Принципы и методы финансирования определяют и систему планирования и финансирования медицинских учреждений.

В условиях государственного финансирования планирование деятельности медицинских учреждений осуществляется по принципу сверху – вниз. Оно обязательно для ЛПУ. Планирование снизу как составление реальных планов деятельности ЛПУ не реализуется. Упразднение органов материально-технического снабжения, коммерциализация деятельности традиционных поставщиков медицинского оборудования и медикаментов. Прорыв на отечественный рынок зарубежных фирм делают не только сложными, но и практически не реальными прежние схемы централизованного планирования деятельности ЛПУ.

Основными задачами прежней системы планирования здравоохранения являлись достижение максимального уровня обеспеченности населения врачами, койками и т.д. унификация в оснащении ЛПУ и в методах лечения, жесткий постатейный контроль за использованием ресурсов. Все это самым серьезным образом сказывалось на эффективности деятельности ЛПУ. Экстенсивный рост с объективной неизбежностью приводит к уменьшению отдачи, снижению эффективности деятельности, а в случаях функционирования ЛПУ снижения качества обслуживания пациентов, увеличению ( не всегда оправданному нагрузки на врачей).

Для разработки планов функционирования ЛПУ систематически проводилось изучение заболеваемости населения; определение потребности в медицинской помощи. И на основе полученных данных осуществлялось планирование  и финансирование  сети учреждений здравоохранения.

Изучение заболеваемости в свою очередь возможно при наличии специальной информации, т.е. отчетных данных функционирующих медицинских учреждений и специального их изучения. Затем на основе экспертной оценки определяется потребность в количестве и специализации медицинских учреждений, месте их расположения.

На следующем этапе государственного планирования определяется не только количество, специализация, уровень управления: региональный, областной, местный, но и организационные формы работы.

Таким образом, этапы государственного планирования сети медицинских учреждений можно определить следующим образом:

Заболеваемость, потребность, сеть, финансирование.

Заболеваемость в такой системе изучается на основе обращаемости, посещаемости, госпитализации. а также путем проведения специальных научных исследований.

Использование экспертных оценок специалистов о необходимости медицинской помощи определяет целесообразный и возможный с точки зрения применяемых на тот период времени медицинских технологий объем медицинской помощи.

Планирование численности и специализации врачей осуществляется на основе  - плановой функции врача.

Уровень госпитализации и средняя продолжительность пребывания больного лежат в основе определения количества коек в стационаре и плановое количество дней работы койки в год.

Первое и второе в условиях жесткого государственного регулирования определяет нормативы потребности в медицинской помощи.

Похожие материалы

Информация о работе