Методическая разработка к практическому занятию по теме: "Болезни ор­ганов мочевой системы. Почечная недостаточность"

Страницы работы

14 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ

Утверждено на заседании кафедры протокол N ___ от "___"________ 2001г. Зав.кафедрой:доцент Козловский А.А.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию по теме:

"БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ МОЧЕВОЙ СИСТЕМЫ. ПОЧЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧСНОТЬ"

(Для студентов 4 курса лечебно-профилактического факультета)

Автор: доцент Бандажевская Г.С.

г.Гомель, 2001г.

Данная методическая разработка предназначена для самостоятель­ной работы студентов.

В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия (умение и знание). III. Базисные разделы. IV. Рекомендуемая литера­тура. V. Вопросы для самоподготовки. VI. Структура темы "Болезни ор­ганов мочевой системы. Почечная недостаточность". VII. Схема обсле­дования больного. VIII. Самостоятельная работа студентов. IX. Клини­ческие задачи и тестовый контроль.

План проведения практического занятия.

-----------------------------------------------------------------

N п/п|                         Наименование  этапов занятия                                               |  Время

-----------------------------------------------------------------

1.  Обоснование актуальности изучаемой темы.                                                     5 минут

2.  Тестовый контроль.                                                                                                10 минут

3.  Контроль исходных знаний.                                                                                 30 минут

4.  Курация больных по теме занятия.                                                                     90 минут

5.  Клинический разбор больных.                                                                            60 минут

6.  Контроль конечных знаний.                                                                                 30 минут

I. Актуальность темы.

Заболевания органов мочевой системы у детей являются одной из актуальных проблем педиатрии на современном этапе, так как частота данной патологии увеличивается, а несвоевременная диагностика и неа­декватная терапия могут приводить к развитию почечной недостаточнос­ти.

Микробно-воспалительные заболевания почек имеют особенности клинической картины у детей раннего возраста, что необходимо учиты­вать при при проведении дифференциальной диагностике.

Гломерулонефриты у детей в последние годы имеют атиничную кли­ническую картину, что также затрудняет постановку клинического диаг­ноза и соответственно назначение адекватной терапии.

Все вышеизложенное диктует необходимость каждому врачу знать данную патологию.

II. Цель занятия.

Научить студентов на основании тщательно собранного анамнеза и клинико-лабораторных данных постановить развернутый клинический ди­агноз и назначить адекватное лечение больному.

Студенты должны знать:

- анатомо-физиологические особенности органов мочевой системы, пред­располагающие к заболеваниям почек;

- современную классификацию заболеваний почек;

- этиопатогенез микробно-воспалительных заболеваний почек и гломеру­лонефритов у детей;

- необходимый объем лабораторных и инструментальных исследований для

диагностики заболеваний почек.

Студенты должны уметь:

- методом тщательного сбора анамнеза, отбора сведений из истории развития устанавливать связь выявленных изменений с возникновением заболеваний почек;

- объективно обценивать состояние мочевыделительной системы и выяв­лять основные симптомы ее поражения;

- определять группу нозологий для проведения дифференциального диаг­ноза;

- наметить план обследования больного с заболеваниями почек;

- интерпретировать полученные результаты обследования, устанавливать закономерную их взаимосвязь;

- назанчать адекватное лечение больному с заболеваниями мочевыдели­тельной системы.

III. Разделы, изученные ранее и необходимые для данного заболевания (базисные знания).

1. Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей.

2. Виды иммунологических реакций.

3. Нейрогуморальная регуляция почек.

4. Патофизиологические механизмы основных патологических синдромов (мочевой, гипертонический, отечный, анемический и др.).

5. Механизмы фармакологического действия антибиотиков, уросептиков, гормонов, цитостатиков.

Литература

1. А.В.Мазурин,  И.М.Воронцов.  Пропедевтика  детских  болезней.  -

М.:Медицина, 1986. - 432с.

2. И.Н.Усов, М.В.Чичко, Л.Н.Астахова. Практические навыки педиатра.

Мн.:Вышэйшая школа, 1990. - 400с.

3. Усов И.Н. Здоровый ребенок. - Мн.: Беларусь, 1994. - 446с.

4. Патофизиология.  Курс лекций/Под ред. П.Ф.Литвицкого. - М.:Меди­цина, 1995. - 752с.

5. Гусель В.А., Маркова И.В. Справочник педиатра по клинической фармакологии. - Л.:Медицина, 1989. - 316с.

6. Физиология человека/Под ред. Г.И.Косицкого. - М.:Медицина, 1985.

- 560с.

IV. Рекомендуемая литература по теме занятия:

I.Основная:

1. Детские болезни/Под ред.  Н.П.Шабалова. - Санкт-Петербург:Сотис,

1993. - 557с.

2. Детские болезни/Под ред. Л.И.Исаевой. - М.:Медицина, 1986. - 592с.

3. Конспекты лекций.

II. Дополнительная:

1. Игнатова М.С., Вельтищев Ю.Е. Детская нефрология. - Л.:Медицина,

1989. - 456с.

2. Усов И.Н. Нефриты у детей. - Мн.:Беларусь, 1987. - 222с.

3. Практическая нефрология/Под ред.  А.П.Пелицука. - Киев:Здоров'я,

1983. - 344с.

4. Микробно-воспалительные заболевания почек у детей: Методические рекомендации/Под ред. Г.С.Бандажевской, А.А.Козловского. - Го­мель, 1998. - 22с.

V. Вопросы для  самоподготовки.

а) по базисным знаниям:

1. Перечислите основные функции почек.

2. Механизм образования первичной и вторичной мочи.

3. Перечислите основные звенья патогенеза отечного и гипертензивно­го синдромов.

4. Подготовка больных к рентгенурологическим методам исследования.

5. Перечислите типичные изменения в биохимическом анализе крови при нефротическом синдроме.

6. Классификация и механиз действия антибактериальных препаратов

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педиатрия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
99 Kb
Скачали:
0