Организация воспитательной работы в части (подразделении) по предупреждению и профилактике самовольного оставления частей и невозвращения военнослужащих из отпусков, страница 5

Социально-психологический элемент контроля, включаю­щий в себя общественное мнение, оценки и суждения сослу­живцев по поводу тех или иных поступков воинов имеет исключительно важное значение для предупреждения само­вольных оставлений частей.

Хорошо поставленный общественный контроль способствует формированию у военнослу­жащего устойчивого позитивного самоконтроля.

Было бы не­правильно всю работу сводить к его обучению и убеждению, уповать только на личностный фактор. Острое реагирование на каждый факт самовольной отлучки в строгом соответст­вии с требованиями Дисциплинарного Устава — непременное условие успешной работы по профилактике уклонении от военной службы.

Расчет уклоняющегося от военной службы воина на без­наказанность в большинстве случаев является точным от­ражением случаев фактической безнаказанности, о которых он лично знает.

При этом каждый случай безнаказанности за самовольную отлучку, как правило, ведет к самовольным оставлением частей.

Отдельное место следует отвести предупредительной и профилактической работе по невозвращению военнослужащих из отпусков. Перед убытием в отпуск военнослужащий должен пройти целую систему бесед – беседа с заместителем командира по воспитательной работе, командиром подразделения,  который ходатайствует о предоставлении отпуска. Беседа с психологом части, который, используя свои формы и методы работы определяет целесообразность предоставления военнослужащему отпуска, именно в это время, исходя из установок военнослужащего на службу, его морально-психологического состояния и дает рекомендации командиру подразделения и командиру части. Далее следует беседа с помощником командира по правовой работе – профилактическая беседа, который разъясняет военнослужащему меры уголовной ответственности за невозвращение из отпуска. Завершающей беседой является беседа военнослужащего с заместителем командира части по воспитательной работе, который напоминает военнослужащему требования общевоинских Уставов о порядке поведения военнослужащих за пределами части, в общественных местах, в пути следования, настраивает его на своевременное прибытие из отпуска. Большое профилактическое значение имеет работа с военнослужащими, возвращающимися из отпусков. Очень часто с военнослужащими в отпуске происходят события как положительного, так и отрицательного характера: совершение преступления; ссора с родными и близкими, друзьями; разрыв с девушкой и т.д. Поэтому, возвратившись из отпуска, военнослужащий должен пройти такую же череду бесед, как и перед убытием: с заместителем командира по воспитательной работе, командиром подразделения, психологом, с целью выявления его мотиваций, установок на дальнейшую службу, морально-психологического состояния после возвращения из отпуска.

Выводы:

1.  Основные усилия командиров, офицеров-воспитателей, других должностных лиц по профилактике и предупреждению самовольного оставления частей и невозвращения военнослужащих из отпусков должны быть сосредоточены на выявлении причин, условий и предпосылок, способствующих их совершению.

2.  Только ежедневная, кропотливая, целенаправленная работа с каждым конкретным военнослужащим, с каждой конкретной причиной, может принести ощутимые результаты в вопросе предупреждения и профилактики самовольного оставления частей и невозвращения военнослужащих из отпусков.