Анатомо-физиологические особенности и методы исследования мочевыделительной системы. Заболевания почек и мочевыводящих путей: Учебно-методическая разработка

Страницы работы

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ

Утверждено на заседании кафедры педиатрии

протокол № 13 от «30» августа 2012

Заведующая кафедрой доцент Зарянкина А.И..

Т Е М А: «АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. ЗАБОЛЕВАНИЯ ПОЧЕК И МОЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ»

Учебно-методическая разработка

для студентов 5 курса медико-диагностического факультета

                                    Автор: ассистент Лозовик С.К.

Гомель, 2012


Данная методическая разработка предназначена для  самостоятельной работы студентов. В ней представлены:  I.  Актуальность темы.  II.  Цель  занятия (умение и знание).  III. Базисные разделы. IV. Рекомендуемая литература. V. Вопросы для самоподготовки. VI. Графическая структура темы занятия. VII. Схема обследования больного. VIII. Самостоятельная работа студентов. IX. Клинические задачи и тестовый контроль.

I. Актуальность темы.

          Пиелонефрит является неспецифическим микробно-воспалительным заболеванием с преимущественной локализацией патологического процесса в тубуло-интерстициальной части почек.

По заключению ВОЗ,  пиелонефрит по распространенности занимает второе место после острых респираторных заболеваний.

Среди детей  с  почечной патологией больные с пиелонефритами составляют более 60%.  В раннем возрасте частота инфекций мочевыводящих путей у детей обоего пола примерно одинакова.  С  возрастом пиелонефрит встречается у девочек в 6-10 раз чаще,  чем у мальчиков, что обусловлено особенностями мочевых путей девочек.

Гломерулонефрит - это гетерогенная группа  заболеваний,  для которых  характерно наличие иммунологических и клинико-морфологических признаков воспаления, связанного прежде всего с поражением клубочков.

В большинстве  случаев  гломерулонефрит  рассматривается как самостоятельная нозологическая форма  заболевания  почек.  Однако нередко он  является следствием поражения почек при системных заболеваниях соединительной ткани. Гломерулонефриты у детей составляют 32,1% от всех заболеваний почек. Нефротическая  форма хронического гломерулонефрита наблюдается в 47%, гематурическая - 27%, смешанная - 24%.

     Гломерулонефриты наиболее частая причина развития ХПН. Больные с гломерулонефритом составляют основной контингент  отделений гемодинализа и трансплантации почек.

Все вышеизложенное диктует  необходимость  каждому  врачу знать данное заболевание.

II. Цель занятия

          Научить студентов  правильно  интерпретировать   клинические симптомы и  данные лабораторных исследований;  на основании полученных данных поставить клинический диагноз.

                                       Студенты должны знать:

·  анатомо-физиологические особенности  мочевыделительной системы у детей;

·  современную  классификацию  пиелонефритов у детей;

·  клинические  варианты течения острого пиелонефрита у детей раннего возраста;

·  диагностические  критерии  поражения  мочевыделительной системы   (ультразвуковое исследование,  рентгенологическое исследование,   ренорадиография и др. методы);

·  необходимый объем лабораторных исследований (клинических,  биохимических, иммунологических, бактериологических) при поражении   почек у детей;

·  принципы лечения детей с заболеваниями почек. 

                                       Студенты должны уметь:

·  методом тщательного сбора анамнеза,  отбора сведений из истории   развития устанавливать коррелятивную связь выявленных изменений  с возникновением заболеваний почек;

·  объективно  оценивать состояние мочевыделительной системы и выявлять основные симптомы поражения почек;

·  построить  алгоритм диагностики заболеваний почек у детей;

·  составить план обследования больного с заболеванием почек.

·   интерпретировать полученные результаты обследования;

·  дифференцировать различные  проявления  заболеваний почек у детей.

III. Разделы,  изученные ранее и необходимые

для данного занятия (базисные знания).

1.  Анатомо-физиологические   особенности   мочевыделительной системы у детей.

2.  Факторы,  способствующие развитию заболеваний мочевыделительных путей воспалительного характера.

3.  Морфологические и культуральные свойства кишечной  палочки, протея, клебсиеллы, стрептококка.

4.  Патоморфологические изменения характерные для заболеваний почек.

5.  Патофизиологические   механизмы  основных  патологических синдромов (интоксикационный, мочевой, болевой, отечный, гипертензионный).

Литература:

1.  Тимаков В.Д., Левашов В.С., Борисов Л.Б. - Микробиология, М., 1983.

2.  Патофизиология. Курс лекций / Под ред. П.Ф. Литвицкий. - М., 1995. - 752с

3.  Струков А.И.,  Серов В.В.  Патологическая анатомия. - М., Медицина, 1986г. - 625с.

4.  Мазурин А.В.,  Воронцов И.М.  Пропедевтика детских болезней. - М., Медицина, 1985г. - 432г.

5.  Усов И.Н. Здоровый ребенок. - Мн., 1994. - 446с.

IV. Рекомендуемая литература по теме занятия

1. Основная:

1.1.  Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2т. / Н.П. Шабалов [и др.]; –

СПб.: Питер, 2007. – 2т.

1.2.  Козловский, А.А.  Педиатрия: учебное пособие / А.А. Козловский.  – Мн.: Тесей, 2010. – 200с. 

2. Дополнительная: 

2.1.   Детские болезни: учебник / под ред. А.А. Баранова. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Гэотар-Медиа, 2009. – 1008с.

2.2.   Диагностика детских болезней: Справочник / Под ред М.В. Чичко. – Минск: Беларусь, 2002. – 576с.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педиатрия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
142 Kb
Скачали:
0