Определение объема кратковременной памяти по методу Джекобса, страница 3

Вычислим объем памяти по формуле:

V = A+m/n+K/2 ,

где A – наибольшая длина ряда, воспроизведенного правильно во всех опытах; n – число опытов; m – количество правильно воспроизведенных рядов, больших А; К – интервал между рядами.

V = 5+6/4+1/2 = 7

Интерпретация полученных данных:

По полученным данным видно, что у испытуемого средний объём кратковременной памяти равный 7.  Проанализировав ошибки можно сказать, что ошибки испытуемого заключались в основном в том, что он переставлял цифры местами, либо, забыв одно из последовательности, подставлял другое наугад. Это говорит о том, что, при переполнении индивидуально устойчивого объема кратковременной памяти, вновь поступающая в нее информация частично вытесняет уже хранящуюся там. Начиная, с ряда из восьми цифр испытуемый не смог воспроизвести ни один правильно. Поэтому, чтобы добиться лучших результатов испытуемый использует пять способов за поминания:

1.  Просто внимательно слушаешь.

2.  Повторяешь про себя за тем, кто произносит.

3.  Повторяешь про себя цифры, каждый раз начиная с самого начала.

4.  Установка на, то что главное запомнить начало и конец.

5.  Установка на то, что главное запомнить начало.

Можно сказать, что данные способы не оказались достаточно эффективными для данного испытуемого, т.к. полностью воспроизвести ряд из восьми цифр ему всё равно не удалось. Последние три способа вместе с появляющейся усталостью привели к тому, что у испытуемого появились ошибки в рядах из 6 и 7 цифр. Особенно не эффективными оказались последние два способа, т.к. при 4 способе в итоге забывалось и начало и середина, а при 5- забывалось всё кроме начала. В конце эксперимента испытуемый ввернулся к трем первым способам запоминания, но появилась усталость, и ошибок стало больше. Не эффективность данных способов объясняется тем, что при запоминании стимулов, образующих некоторый ряд, наблюдается позиционная зависимость. она выражается в том, что середина ряда заучивается труднее, чем его начало и конец. Это явление называется «эффектом края». С физиологической позиции оно объясняется особенностями торможения в центральной нервной системе. так, если на запоминание начальных элементов ряда действует реактивное торможение и на запоминание конечных элементов проактивное, но на запоминание средних элементов влияют оба этих вида торможения.

Таким образом, можно сказать, что основной способ поддержания информации в кратковременной памяти для данного испытуемого является сохранение активности, направленной на запоминание, без отвлечения внимания на другой вид деятельности.

Вывод:

Я определила объем кратковременной памяти по методу Джекобса. Полученные данные свидетельствуют о том, что я имею средний объем кратковременной памяти, это означает, что информация попадающая в кратковременную память с одной стороны не имеет тенденции сохранятся всю жизнь, с другой стороны она может быть сохранена в течении того срока, который необходим. Благодаря этому перерабатывается самый значительный объем информации, отсеивается ненужная и в результате не происходит перегрузка долговременной памяти излишними сведениями. Я считаю, что мои полученные результаты можно было бы улучшить засчет укрупнения единиц информации, т.е. если бы я запоминала цифры парами или тройками и т.д..  Так же это можно было сделать если бы я связывала цифры с какими либо знаменательными датами ( таким образом цифры приобретают смысловой характер), но на это у меня уходило бы много времени. Сам по себе данный метод измерения кратковременной память является достаточно интересным, т.к. позволяет, во-первых ,оценить объем кратковременной памяти, а, во-вторых, проследить то какие методы запоминания используются и какие из них являются наиболее эффективными для данного человека. Но, на мой взгляд, сама процедура проведения достаточно сложна, т.к. требует от экспериментатора высокого уровня подготовленности к проведению эксперимента. Экспериментатор  должен произносить цифры через определенные промежутки времени, одним тембром голоса и для всех испытуемых одинаково, иначе это может исказить полученные результаты.