Образование и подготовка, страница 2

Человек, получивший некое первичное образование, должен вступать и реально вступает в конкретные отношения с теми, кто готов дать ему специальность и профессию. Любая специализация, открывая конкретному индивиду путь на рынок труда, вместе с тем существенно сужает и закрывает его возможности развития. И именно в этом суть контрактов на подготовку: подготовка д.б. быстрой и эффективной и обеспечивать высокий уровень доходов в реальном времени.

В условиях интегрированного мира резко растет мобильность человека, возрастают требования к качеству и типу образованности и подготовленности, которые должны позволять ему включить в деятельность в любом другом месте земного шара. Возникает проблема конвертации (conversio – превращение) дипломов, создания межрегиональных образовательных систем поддержки образовательной миграции, сетевых стандартов, стандартов-рекордов и т.д.

Государство заинтересовано, прежде всего, в том, чтобы улучшать условия аренды фирмами и предпринимателями рабочего времени человека на данной территории, стимулировать формы включения граждан в мировые процессы и новые области де-ти. Однако эта задача внутренне противоречива. Вклады в образование и подготовку заставляют человека продавать свое рабочее время или сдавать его в аренду достаточно дорого, во всяком случае с учетом сделанных вложений. В то же время предприниматель не всегда ориентируется на сверх квалифицированных и дорогих специалистов. Он всегда будет стремиться удешевить все факторы производства, в том числе рабочую силу и рабочее время. Следовательно, сверхвысокое образование может оказаться тормозящим фактором при трудоустройстве. Чем меньше человек образован, тем меньше у него требований к условиям труда, тем легче он согласится на неквалифицированный труд. Чем меньше вложений сделано в образование и подготовку кадров, тем более гибким оказывается рынок труда и рабочей силы. Сегодня в развитых индустриальных странах огромное число образованных высококвалифицированных специалистов остаются безработными. - Это ключевая проблема. Вторая проблема – резкий рост мобильности человеческих ресурсов и как одно из последствий – «утечка мозгов». Сегодня любое гос-во вынуждено решать для себя вопрос: что выгоднее – создать собственную дорогостоящую системы образования и подготовки кадров или покупать специалистов на глобальном или региональных рынках труда? Т.о., мы сталкиваемся с проблемой структуры и качества рынка образовательных услуг и продуктов:

1. В 80-е годы XX столетия возник феномен глобальной доступности квалифицированного труда. Современные информационные технологии позволяют в считанные часы найти необходимые и необходимого высококвалифицированного специалиста практически в любой точке земного шара и договориться с ним об условиях индивидуального контракта.

2. Сложилась система, которую можно назвать «педагогическим Макдоналдсом». Это эффект технологизации и стандартизации мало- и среднеквалифицированного труда, позволяющий в любой точке земного шара получить вполне определённый стандарт качества деятельности людей разного цвета кожи, языковой принадлежности и темперамента, что, безусловно, и на определённом уровне решает проблему стабильности деятельности и гарантии её качества без высоких требований.

Подготовка, с одной стороны, «макдоналдизируется», а с другой стороны, появляются сверхсистемы для индивидуализированной (экземпляризированной) подготовки специалистов высшей квалификации.

Что при этом происходит с образованием? По сути дела именно сфера образования создаёт феномен современного мира, а именно умение «быть» в меняющихся обстоятельствах и участвовать в происходящих процессах.

Образование отвечает за возможности отдельного человека включаться в сложные системы коммуникации и кооперации по решению конкретных проблем, за его способности становиться членом мобильных корпораций, менять среду обитания и место проживания, переезжая из одной страны в другую и переходя из одной фирмы в другую.