А
.
Две различные точки инцидентны единственной прямой.
4. Перед тем как ввести вторую аксиому выяснить, каким образом могут располагаться на плоскости две прямые по отношению друг к другу.
Предложить взять за вторую аксиому ничто иное, как упрощение возможного расположения двух прямых на плоскости до их обязательного пересечения.
Попросить детей сформулировать вторую аксиому самостоятельно.
А
.
Две различные прямые инцидентны единственной точке.
5.Предложить учащимся сравнить аксиомы А
и А
. После того как дети заметят, что
введенные аксиомы отличаются друг от друга лишь перестановкой слов “точка” и
“прямая”, поговорить о равноправии данных объектов и сформулировать принцип
двойственности. Зафиксировать внимание учащихся на возможностях, которые дает
принцип двойственности.
Для большей наглядности выписать аксиомы А
и А
в системе и построить вместе с
учащимися схему, характеризующую принцип двойственности.
А
.
Две различные точки инцидентны единственной прямой.
А
.
Две различные прямые инцидентны единственной точке.
|
|
точка |
![]()
|
|
Утверждение 2 |
6. Ввести аксиому А
, объясняя ее необходимость тем, что
большее количество аксиом позволяет доказать больше теорем. В противном случае
наша теория будет крайне бедной.
Смысл аксиомы А
можно пояснить на четырехугольнике
![]()

![]()
![]()
![]()
7. Попросить учащихся сформулировать утверждение, которое
получится из аксиомы А
при помощи принципа
двойственности.
Задание на дом.
Попытаться решить задачу 2 (глава 1).
Занятие 3.
Цель: 1. Завершить построение системы аксиом для конечных геометрий.
2. Сформулировать и доказать теоремы, непосредственно вытекающие из введенной аксиоматики.
(Вначале занятия собрать полученные учащимися решения задачи 2).
1. Вспомнить аксиомы, введенные на прошлом занятии и суть принципа двойственности.
2. Задать вопрос: “Сколько точек содержится на прямой?”
Уверенность детей в бесконечном количестве точек, расположенных на прямой, несомненна.
Выяснить, откуда учащимся известно, что всякая прямая состоит из точек.
Поскольку данный “факт” в евклидовой геометрии не доказывается, то учитель с помощью соответствующих вопросов должен “завести детей в тупик”.
3. Сформулировать теорему 2.1.
Теорема. Каждая прямая инцидентна, по крайней мере, трем точкам.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.