Конфликт как механизм развития отношений с близким сверстником в подростковом возрасте

Страницы работы

17 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Педагогика развития:

содержание образования как проблема

Красноярск, 1999 г., T.B. Скутина

Конфликт как механизм развития

отношений с близким сверстником

в подростковом возрасте

"Правда, пока еще оно [Я] представляется вплетённым в ткань отношения, в отношение к Ты... пока связующие узы не разорвутся и обособленное Я не предстанет на мгновение перед самим собой, как перед неким Ты, что­бы тотчас овладеть собой и впредь входить в отношения, обладая сознанием собственной обособленности".

М. Бубер

         В последнее время в отечественной психологии развития уделяется всё больше внимание роли сверстника в развитии ребёнка. Что касается младшего подросткового возраста, то роль общения со сверстником в нём, по всеобщему признанию, велика чрезвычайно, что связано с центральной задачей возраста - отстраиванием собственной идентично­сти. Именно в младшем подростковом возрасте впервые и появляется фигура близкого друга - сверстника своего пола, с которым устанавливаются исключительно доверительные и важные для подростка "Я- Ты" (М. Бубер) отношения, раз­ворачивается интимно-личностное общение как ведущая деятельность возраста (Д.Б. Эльконин), обеспечиваются ус­ловия для социально-психологического экспериментирова­ния с наиболее сокровенными и напряжёнными сторонами образа "Я" (Г.А. Цукерман).

         Должна ли современная школа каким-то образом опре­деляться по отношению к такой, казалось бы, частной об­ласти жизни подростка, как общение с друзьями, которая к тому же реализуется без её участия, "естественным обра­зом"? В этом вопросе мы разделяем позицию Г.А. Цукер­ман: "Совершающийся на границе младшего школьного и подросткового возраста переход... к ориентации на себя как главному условию решения задачи надо специально стро­ить, чтобы этот кульминационный момент развития был прожит детьми в его чистых культурных формах" и далее - "Общие способы построения равноправных человеческих отношений... в любой человеческой деятельности могут и должны стать для самих подростков предметом специально­го изучения и освоения" [6].

         Задуманное исследование опирается на идею Б.И. Хасана о том, что "достижение определённого уровня конфликт­ной компетентности может достоверно свидетельствовать о качествах прохождения соответствующего возрастного этапа"[3] и ставит своей целью выработку критериев полноцен­ного проживания этапа интимно-личностного общения с близким другом в подростковом возрасте. Критерии эти, по нашему предположению, могут быть связаны со становле­нием тех или иных способов и способностей к продуктивно­му разрешению конфликтов.

         Движение к указанной цели требует решения ряда задач:

·  Описания типичных конфликтов между близкими друзьями-подростками в их соотнесении с изменением характера отношений.

·  Выделения особенностей способов разрешения кон­фликтов с близкими друзьями и их гендерных различий.

·  Построения теоретической модели становления и средств диагностики конфликтной компетентности под­ростков в межличностном общении.

         В этом сообщении освещается этап работы, связанный с решением первой из перечисленных выше задач.

         Постановка проблемы, гипотеза

         К настоящему времени в отечественной психологии опи­сана юношеская дружба [1], охватывающая возраст 14-18 лет, однако отсутствует развёрнутая картина дружбы 10-13-летних подростков. В этом возрасте круг друзей дифферен­цируется: наряду с друзьями - членами одной компании вы­деляется фигура ближайшей, "любимой" подруги (раньше и ярче этот феномен проявляется у девочек) и лучшего друга - у мальчиков, содержание общения с которыми существенно отлично от общения с другом в более младших возрастах. Именуя и тех, и других "друзьями", подросток, различает границы этих общностей, признает разницу разворачиваю­щихся в них отношений. Именно близкая дружба со сверст­ником своего пола, её психологическое содержание и дина­мика в подростковом возрасте, а также конфликтная сторо­на отношений, традиционно остающаяся в тени при описа­нии доверительных отношений, явились предметом нашего рассмотрения. Мы предполагали, что особое содержание близкой дружбы осваивается подростками через разрешение целого ряда типичных конфликтов, имеющих свою специ­фику для мальчиков и девочек.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Статьи
Размер файла:
101 Kb
Скачали:
0