Конфликт и его разрешение - условие реального самоопределения

Страницы работы

Содержание работы

Проблемы самоопределения молодежи. Тезисы докладов и сообщений на научно-практической конференции 5-6 октября 1987 года. Красноярск.

Статья из сборника.

Б.И.Хасан

КОНФЛИКТИЕГОРАЗРЕШЕНИЕ - УСЛОВИЕРЕАЛЬНОГОСАМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Для обсуждения опыта и перспектив использования конфликта как особого педагогического средства, обеспечивающего условия не­обходимости самоопределения, следует положить некоторые рабочие представления, которые далее будут применяться как опорные модельно-теоретические и разворачиваться как желательные результативные. Поэтому для меня достаточным на данном этапе работы будет понимание самоопределеиия (СО) какспециальноискусственно-техни­ческиорганизованногоотношенияксебепрошлому, себеактуальномуисебебудущемувсвязиспроизводимойибудущейдеятельностьюи в контексте определенной ситуации.

Важно отметить, что здесь, сформулированы только стержневые моменты мыследеятельностного процесса и теперь нуждаются: в детализации: 1) процессы и элементы производимой деятельности, в отно­шении к которым определяется в каждый момент позиция "Я"; 2) рам­ка ситуации или как бы горизонты, в которых простраиваются отно­шения и определяется характер и направленность действий, выбираются средства и оценивается их адекватность целям.

Отсюда понятно, что СО сложнейшее явление, включающее процес­сы, процедуры, представления об объектах, нравственные опоры и другие элементы.

Многочисленные исследования в практике обучения и в организационно-деятельностных играх (ОДИ) [1; 2] показывают, что можно различать: 1. Реальнуюопределенность, характеризующуюся прежде всего соответствием направления, и содержания деятельности и испо­льзуемых средств представляемым целям, ситуации и образу "Я". Это можно назвать - позиция. Самому позиционеру такая согласован­ность досталась интуитивным путем. Она не строилась специально и технически как позиция. 2. Декларативноенереальноесамоопределе­ние, при котором в словесных формулировках вербально-процедурно проговариваются все реквизиты СО, несоответствующие, однако, дея­тельности, или ситуации, или образу "Я" и т.д., или всему комплек­су в целом. Это случай псевдопозиции (позиции на-словах). 3. Реа­льное - техническиорганизованноесамоопределение. Это последнее требует специальной работы по целепроизводству и целеполаганию с использованием произведенной и оформленной цели в организующей собственную деятельность функции; занятия определенной позиции с обоснованным правом собственности на включенное в деятельностный контекст содержание.

Понятно, что третий тип СО самый эффективный с точки зрения перспектив образовательной самодеятельности, да и любой самодея­тельности вообще, и в то же время самый малораспространенный. По­пытки реализации СО по третьему типу встречались мне только в практике ОДИ и в культуре системно-мыследеятельностного подхода (СМД). [3]

С точки зрения прикладной психологии интересно было поставить вопрос о психотехнической организации обстановки, определяе­мой испытуемыми в эксперименте или наблюдаемым в опыте как ситуа­ция, требующая СО. Но прежде чем переходить к искусственной инициации, важно было проследить естественный выход на такие ситуации. Наблюдения показали, что атрибутивным для субъективного определения ситуации как необходимо требующей СО есть фиксация рассогласования между собственной актуально существующей потребностью и отсутствием в деятельности, направленной на ее удовлетворение, соответствующих средств. Это положение наблюдаемыми определяется обычно как тупиковое, (т.к. в подавляющем большинстве случаев неизвестно, какие именно средства находятся в дефиците). Далее, в зависимости от значимости для субъекта осуществляемой им деятельности и степени желательности наступления результата, можно наблюдать разные варианты поведения: от страдательных переживаний агрессивных проявлений до ожидания указаний и требований помощи извне. Определенность по первому типу в подобных ситуациях естественно интуитивно появляется только при условии личной высокой значимости результата деятельности и наличии ценности деятельной реализации собственных установок. В этом случае выход из тупика представляет собой разрешение внутреннего или внешнего конфликта (в зависимости от того, что является помехой на пути к достижению: собственно отсутствие личных интеллектуальных или иных средств для решения задачи, либо деятельность внешняя мешающая или блокирующая).

Похожие материалы

Информация о работе