Как я понимаю высказывание Выготского «Мысль не выражается, а совершается в слове»

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Короткова Д. П-31

Контрольная работа

Как я понимаю высказывание Выготского

«Мысль не выражается, а совершается в слове»

Когда мы говорим, что что-то одно выражается в чем-то другом, это означает, что одно и то же содержание проявляется, выступает, обнаруживается в другой форме, в ином воплощении, но не сути. И смысл, который несет это содержание, равнозначен и одинаков при любом выражении.

Высказывание Выготского – о невозможности этого выражения мысли в слове, то есть о том, что смысл мысли не точно, не неизменно передается словом. При переходе мысли в слово он меняется, преобразуется и оформляется, то есть совершается.

Об этом «непрямом выражении», по моему мнению, свидетельствует то, что часто мы просто не можем выразить свои мысли в словах. Вроде бы, и есть мысль, мы ее ощущаем, чувствуем, хотим сказать, но словами выразить не можем. Сам факт подбора слов свидетельствует о не прямой «выражаемости» мыслей в словах. Мы произносим какую-то мысль, иногда тут же пытаемся выразить ее другими словами, и все равно можем остаться недовольны тем, как ее выразили. Бывает, что мы отказываемся от этих попыток и говорим, что не можем выразить свою мысль,  или вообще, что словами эту мысль не выразить, слов для ее выражения не существует (при этом наличие самой мысли мы фиксируем). И дело не в том, что человек может просто плохо владеть языком и у него может быть небольшой словарный запас (самым признанным мастерам слова приходится для выражения своих мыслей подбирать слова, просто получается у них это легче, удачнее и точнее), а в том, что происходит какой-то процесс между мыслью и словом, ее «выражающим».

Именно это «непрямое выражение» имел в виду Выготский: существует процесс, ряд этапов, отделяющий мысль от ее словесного воплощения. Мысль не готовое образование, которое остается только выразить, воплотить в речи. Мы не просто озвучиваем готовую мысль (если бы совершалась в словах только озвучка, это можно было бы назвать выражением). Мысль – образование смутное, не оформленное, это смысл, понятный лишь самому субъекту. И переход к словесно оформленной объективной системе значений – очень сложный процесс. Он поэтапно описан Лурия (разделявшим мнение Выготского): от побуждения что-то сказать и замысла высказывания к первичной «семантической записи» - симультанной семантической схеме, и через этап внутренней речи, на котором внутренний смысл переводится в систему синтаксически организованных речевых значений (Лурия подчеркивает, что это сложное перекодирование), к сукцессивно организованному, развернутому речевому высказыванию.

Фазическое и семантическое в речи могут не совпадать, то есть одинаково звучащее может иметь разный смысл, в то же время и одна и та же мысль можно выражаться разными словами. Несовпадение обнаруживается и в том, что значения слов развиваются, они не постоянны. Значит, совершается процесс преобразования смысла словом. При подборе слов, о котором я говорила выше, бывает такое, что мы сами ощущаем, что слова привносят что-то новое в наши мысли, с чем мы можем быть согласны («Да, - восклицаем мы при удачном подборе слова, - именно так!») или нет (при этом мы обычно подчеркиваем грубость обобщений и стараемся отграничить «лишний» смысл).

На мой взгляд, в выражении «мысль совершается в слове» отражается не только сложность процесса перекодирования и преобразование смысла, а еще и то, что в слове смутная, расплывчатая и свернутая мысль оформляется в определенное, более ясное, развернутое слово, становится при этом чем-то более совершенным, именно совершается.

В этой работе мои мысли по поводу высказывания Выготского не выразились. Они совершились J.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
31 Kb
Скачали:
0