Исследование оснований выбора профиля девятиклассников, страница 4

Выбор на основании «класса» осуществили 24% опрошенных. Несоответствие данных  по параметрам ведущей деятельности и основания можно интерпретировать опять-таки организацией процедуры выбора в школе. Также более высокий процент по основанию появился за счет тех респондентов, которые выбирали «класс» по причине «более лучшего обучения», данная группа исследуемых по параметру ведущей деятельности имеет учебно-профессиональную направленность.

Большая часть опрошенных девятиклассников (76%) осуществляют выбор на основании «профиля». Из них 40% приходиться на тип выбора краткосрочный профессиональный, а 31% - на длительный профессиональный. Но в последнем типе наиболее часто встречается осознанность выбора: 28% против 18% (краткосрочный профессиональный).

Осознанность выбора встречается у 67% опрошенных, при чем 36% приходятся на длительную перспективу, из которых большая часть приходиться на тип выбора, названный нами как длительный профессиональный – 28% всех опрошенных.

Заключение

Мы предположили, что осознанный выбор зависит от длительности выстраиваемой человеком перспективы. Предполагалось посмотреть, на каких основаниях осуществляют свой выбор девятиклассники и как это связано осознанностью их выбора, а также длительностью линии планирования своей жизни.

В результате исследования выявилось, что девятиклассники выбирают не только направление своего дальнейшего обучения, но и осуществляют выбор класса, в котором им предстоит обучаться следующие два года. Кроме того, можно сказать, что в некоторых случаях сам по себе выбор профиля для школьника мало значим. В таких ситуациях по материалам анкет показан неосознанный выбор.

Сознательный выбор соответствовал длительно простроенным планам и выбору на основании профильности обучения (в данной выделенном типе выбора он встречался больше всего), что подтверждает нашу гипотезу, не противоречит ей.

В связи с этим, можно предложить преподавателям, классным руководителям и школьным психологам при организации предпрофильной подготовки акцентировать внимание на профориентационных методиках, способствующих смещению внимания человека с настоящего на будущее и его организацию.

Спасибо за внимание.