Споры о российской цивилизации

Страницы работы

Содержание работы

Темой для своего реферата я выбрал споры о российской цивилизации, так как уже давно сам задаю себе вопрос: что нам ближе запад или восток, к кому мы относимся? А может наше развитие своеобразно и отличается от развития уже имеющихся цивилизаций.

Для начала я должен пояснить понятие «цивилизация». Цивилизация – сообщество людей, объединенных духовными ценностями, имеющих устойчивые черты социальных и политических организациях, в культуре и экономике. Также оно должно иметь чувство принадлежности к этому сообществу.

Окунувшись в историю, я заметил, что в разное время у нас превалировал то один, то другой пути развития, а с появлением в России славянофилов многие стали думать, что наша страна не должна копировать кого – то, а должна развиваться самостоятельно. Петра I же они совсем не считали великим , а говорили, что он изуродовал Россию, сделал ее похожую на Западную Европу и боролись за реставрацию допетровских времен.

К кому же мы принадлежали в момент появления Руси? В 988 году мы приняли Византийскую религию – христианство, а, как известно, Византия была восточной страной, а значит и мы тоже стали восточными, приняв их религию. Долгое время мы шли как восточная страна, но ко времени правления Ивана 4 Грозного мы уже не были полностью восточной страной. В это время у нас уже сформировался свой, ни на чей не похожий путь развития, благодаря которому мы медленно, но уверенно подходили к XVII веку, где на престол взошли Романовы. Самым сильным противником уже устоявшегося времени явился Петр I, который модернизировал Россию «…прорубил окно в Европу…». Его реформы носили радикальный характер, так как мало кто хотел менять свой имидж, свои привычки, свои традиции. Затем петровское дело продолжила Екатерина Великая и Елизавета, но их методы были менее радикальны и поэтому они сделали меньше, чем Петр. Но в XIX веке нашелся еще один Романов, который тоже оказался отличным реформатором – АлександрII. При нем Россия преобразовалась до неузнаваемости и стала практически западной страной, но с приходом Александра III и его контрреформ наш международный авторитет сильно упал, так как он нас «откинул» в прошлое. Еще хуже было в советское время, т.к. вся экономика и ресурсная база была в руках правительства в едином центре, а частную собственность искоренили, как нечто нехорошее. Именно в СССР хорошо было

видно, что мы ни запад, ни восток. Это можно объяснить тем, что

советская власть впервые образовалась в России, а другие страны

наблюдали за нами, как за подопытными кроликами. Сейчас же мы стараемся придерживаться запада, но также внимательно следим и за востоком.

          Опираясь на свои дальнейшие выводы, исследуя эту проблему, я использую учебники истории, журналы «Вокруг света», мнения различных ученых и личные доводы. Также я                                                                                                                          попробую решить вопрос, куда же мы все таки относимся и почему и

постараюсь сравнить наш и чей – нибудь еще менталитеты для решения главного вопроса, ведь именно духовные ценности могут определить путь развития и чем больше схожих черт между нами и иностранцами, тем больше мы на них похожи и тем ближе наше с ними родство.

Цивилизация песка и асфальта

Но прежде, чем разбираться в нашей цивилизации, давайте вначале охарактеризуем цивилизацию востока. Издавна известно, что азиаты относились ко времени, как к чему – то вечному и всегда повторяющемуся. Европейцы же, напротив, относились ко времени очень бережно, старались успеть как можно больше за минимальный промежуток времени. Именно там и возникла поговорка «время – деньги». Что же касается религии, то для азиатов она была приравнена к закону. Например, конфуцианство, где великий Конфуций завещал людям, которые верили ему ряд законов жизни, которые используются и поныне. Азиаты очень большее внимание уделяли своему духовному, а не материальному миру, а европейцы же, наоборот, больше заботились о своих материальных благах, а церковь вообще не играет практически никакой важной роли в государственных делах. А если вспомнить знаменитые инквизиции и индульгенции, которых не было на востоке, то сразу понимаешь, что церковь хотела захватить власть и приобрести много денег за счет государства и угнетенных крестьян. Восточная же церковь всегда находилась в гармонии с государством.

          Также хочу сказать, что власть на востоке всегда была деспотичной, на западе же уже в XVII веке многие страны установили элементы демократии. Также не секрет, что восток

всегда был более отсталым в развитии, чем запад. Сейчас же немногие страны Азии взошли и могут показать себя на мировой арене, но большинство так и остались «топливом» развитых стран.

          Климатические условия также сыграли немаловажную роль в формировании той или иной цивилизации. Так, например, в Китае выращивают рис, а чтобы его вырастить нужно потратить много сил и здоровья, следовательно, китайцы и другие азиатские страны очень терпеливы и трудолюбивы, а европейцы питались в основном рыбой, хлебом, мясом, а рис выращивать не могли, следовательно, они менее трудолюбивы, но зато у них больше стимула к труду, так как, если крестьянин получит больше урожая, чем ему нужно на себя и хозяина, то часть он продаст и станет богаче, а там и получше обустроится, а может и станет зажиточным крестьянином.

Похожие материалы

Информация о работе