Информационное противоборство в операциях общевойсковых объединений, страница 8

Оценка обстановки по ИПб делает­ся по известным разделам, однако в каждом из них особое внимание уделяется анализу влияния конкретных условий сложившейся и прог­нозируемой обстановки на решении задач ИПб как противником, так и своими войсками (силами).

В частности, при оценке противника с помощью разведчиков-аналитиков весьма важно разобраться в состоянии и возможностях его информационных и управляющих систем, сил и средств "информа­ционной войны", наиболее вероятных формах, способах, приёмах и возможной эффективности информационно-психологического и физи­ческого воздействия на войска объединения, оперативно подчинен­ные ему силы и население. Выявляются наиболее уязвимые и наиме­нее защищенные места в ИУС противника, их системообразующие объекты, подлежащие воздействию различными средствами для дости­жения поставленной цели ИПб, и устанавливается уровень их авто­матизации и компьютеризации. Оценивается морально-психологичес­кое состояние личного состава и населения противоборствующей стороны.

На этом этапе организации ИПб оценке подлежит не только противостоящий противник, но и те разнородные (десантно-диверои-онные, сепаратистские, националистические, криминальные и др.) силы в тылу объединения, которые будут действовать в интересах противостоящих группировок. В практике войск последнее обстоя­тельство нередко упускается.

В результате оценки противника определяется вероятный замы­сел информационного и психологического воздействия "внешнего** и "внутреннего" противника на войска и объекты ИУС объединения, выделяются наиболее важные ИУС противника и их системообразующие объекты с тем, чтобы затем спланировать нанесение по ним инфор­мационных и силовых ударов необходимой эффективности.

При оценке своих войск необходимо прежде всего разобраться с возможностями сил и средств, которые могут быть привлечены к решению задач ИПб, а также с защищенностью объектов ИУС объединения оперативно подчиненных войск и сил, наиболее важных гражданских

структур управления, действующих в зоне ответственности общевой­скового объединения. Кроме того, устанавливается степень инфор­мационной поддержки объединения из космоса, другими способами, силами и средствами старший инстанций. Оцениваются результаты

ранее проведенных мероприятий ИПб и делаются соответствующие вы­воды (о степени и причинах достигнутой их эффективности, о по­рядке "сопряжения" планируемых мероприятий ИПб с ранее проведен­ными и др.).

Возможности сил и средств ИПб следует оценивать (рассчиты­вать) с учетом информационного и силового воздействия на войска объединения противоборствующей стороны и по тем вариантам инфор­мационно-силового воздействия на противника, которые будут опре­делены в ходе выработки решения по ИПб.

Искусство командующего (командира) и офицеров штаба объеди­нения проявится в том, что из всех возможных вариантов использо­вания сил и средств, привлекаемых к ИПб в операции, в основу ре­шения по ИПб будет положен тот из них, при реализации которого цель информационного противоборства достигается с большей веро­ятностью, в установленное время, с меньшими потерями в людях, технике с наименьшими затратами материальных ресурсов и с сохра­нением необходимого уровня морально-психологического потенциала войск (сил) и населения. Для того, чтобы выйти на оптимальный вариант использования сил и средств ИПб, потребуется разработать соответствующие модели и методики.

В результате уяснения задачи и оценки обстановки командую­щий (командир) объединения принимает специальное решение по ИПб или вырабатывает общую идею ИПб в замысел оборонительной (наступательной и др.) операции.

Специальное решение по ИПб принимается в случае проведения общевойсковым объединением информационной операции, а также в условиях, когда принятие такого решения вызывается обстановкой. Последнее может иметь место, например, при подготовке первых операций начального периода войны.